Восточная античность как мусульманское искусство

Еще одно предварительное разъяснение касается двух важных исторических вопросов: употребления в нашей книге термина «восточная античность» (насколько этот термин оправдан) и отсутствия термина «мусульманское искусство» в обзоре последующих веков.
По установившейся традиции под античностью чаще подразумевалось греко-римское искусство Средиземноморья, но античность не была его привилегией. Расцвет искусства в эпоху античности в Средиземноморье и на Среднем Востоке взаимосвязаны.
Под термином «античность» мы понимаем развитие древнего искусства на его высшей стадии, подобно тому как греко-римская античность охватывает только высшую стадию древнего искусства, но не древность в целом.
При всем огромном значении греко-римского искусства, которое не перестает поражать нас и два тысячелетия спустя, оценка вклада народов Востока этого периода в мировую цивилизацию по мере ее комплексного изучения становится все более весомой.
Понимание «античности» как явления, присущего в определенный период не только Средиземноморью, но и всему Среднему и Ближнему Востоку, высказывалось в прошлом не раз. Еще в предисловии к книге «Эллинство и иранство на юге России» (Петроград, 1918, с. 5) М. И. Ростовцев — крупнейший авторитет из плеяды старых русских ученых, писал, что «античный мир вообще» — это не только греко-римский мир, но и иранство. Под «античным миром вообще» он разумел эллинство и иранство, изучавшиеся ранее раздельно.
Восточная античность возникла в то время, когда в Греции расцвет античного искусства был пройденным этапом, а в Риме лишь начинался. Достижения античного Востока особенно явственно запечатлены в парфянском и кушанском искусствах, из которых в свою очередь возникло искусство средних веков на Востоке. Все искусство Византии свидетельствует о том, что именно влияние Востока сыграло определенную роль в формировании искусства Запада.