Еще одно предварительное разъяснение касается двух важных исторических вопросов: употребления в нашей книге термина «восточная античность» (насколько этот термин оправдан) и отсутствия термина «мусульманское искусство» в обзоре последующих веков.
По установившейся традиции под античностью чаще подразумевалось греко-римское искусство Средиземноморья, но античность не была его привилегией. Расцвет искусства в эпоху античности в Средиземноморье и на Среднем Востоке взаимосвязаны.
Под термином «античность» мы понимаем развитие древнего искусства на его высшей стадии, подобно тому как греко-римская античность охватывает только высшую стадию древнего искусства, но не древность в целом.
При всем огромном значении греко-римского искусства, которое не перестает поражать нас и два тысячелетия спустя, оценка вклада народов Востока этого периода в мировую цивилизацию по мере ее комплексного изучения становится все более весомой.
Понимание «античности» как явления, присущего в определенный период не только Средиземноморью, но и всему Среднему и Ближнему Востоку, высказывалось в прошлом не раз. Еще в предисловии к книге «Эллинство и иранство на юге России» (Петроград, 1918, с. 5) М. И. Ростовцев — крупнейший авторитет из плеяды старых русских ученых, писал, что «античный мир вообще» — это не только греко-римский мир, но и иранство. Под «античным миром вообще» он разумел эллинство и иранство, изучавшиеся ранее раздельно.
Восточная античность возникла в то время, когда в Греции расцвет античного искусства был пройденным этапом, а в Риме лишь начинался. Достижения античного Востока особенно явственно запечатлены в парфянском и кушанском искусствах, из которых в свою очередь возникло искусство средних веков на Востоке. Все искусство Византии свидетельствует о том, что именно влияние Востока сыграло определенную роль в формировании искусства Запада.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры