Моделью для коропластов служили монументальные подлинники — пристенные или располагавшиеся в нишах статуи. Прямое подтверждение тому дают памятники среднеазиатской античной скульптуры — например, крупная, более натуральных размеров глиняная статуя из Нисы или другая глиняная статуя из Дальверзин-тепе - лучник стреляюющий, передающая образ Бактрийской богини. Она оформляла небольшое святилище, где располагалась в нише, вверху стены, по обе стороны от нее была нанесена тематически связанная с ней живопись. Богиня представлена в образе немолодой женщины, с тяжелым овалом лица, полной шеей, со своеобразной прической. Ее мелко плоенные волосы, перехваченные лентой, обрамляют лицо, а на затылке аккуратно заплетены в косу. От торса дошли лишь отдельные куски, которые, однако, позволяют судить о сидячей позе богини, одетой в длинные, драпирующиеся одежды окрашенные в красный цвет. Именно такой, с некоторыми вариантами, она предстает и на многочисленных терракотовых статуэтках, найденных на Дальверзин-тепе и других городищах по среднему течению Сурхандарьи.
Раннеантичная скульптура Средней Азии была пристенной, иногда это горельеф, но чаще объемная, закрепленная с тыльной стороны статуя. Объясняется это в известной мере недостаточной прочностью основных материалов (глина, гипс). Главная же причина в ином, чисто эстетическом плане. Синтез искусств составлял ведущую черту среднеазиатской художественной культуры в эпоху античности и средневековья. Скульптура не мыслилась и не существовала вне архитектуры, ее распределение подчинялось архитектонике стенных поверхностей, и наоборот, скульптура, сохраняя художественную самостоятельность, организовывала архитектурный ритм и вводила в оформление этих поверхностей пластический элемент.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры