Раннеантичная скульптура Средней Азии

Моделью для коропластов служили монументальные подлинники — пристенные или располагавшиеся в нишах статуи. Прямое подтверждение тому дают памятники среднеазиатской античной скульптуры — например, крупная, более натуральных размеров глиняная статуя из Нисы или другая глиняная статуя из Дальверзин-тепе - лучник стреляюющий, передающая образ Бактрийской богини. Она оформляла небольшое святилище, где располагалась в нише, вверху стены, по обе стороны от нее была нанесена тематически связанная с ней живопись. Богиня представлена в образе немолодой женщины, с тяжелым овалом лица, полной шеей, со своеобразной прической. Ее мелко плоенные волосы, перехваченные лентой, обрамляют лицо, а на затылке аккуратно заплетены в косу. От торса дошли лишь отдельные куски, которые, однако, позволяют судить о сидячей позе богини, одетой в длинные, драпирующиеся одежды окрашенные в красный цвет. Именно такой, с некоторыми вариантами, она предстает и на многочисленных терракотовых статуэтках, найденных на Дальверзин-тепе и других городищах по среднему течению Сурхандарьи.

Раннеантичная скульптура Средней Азии была пристенной, иногда это горельеф, но чаще объемная, закрепленная с тыльной стороны статуя. Объясняется это в известной мере недостаточной прочностью основных материалов (глина, гипс). Главная же причина в ином, чисто эстетическом плане. Синтез искусств составлял ведущую черту среднеазиатской художественной культуры в эпоху античности и средневековья. Скульптура не мыслилась и не существовала вне архитектуры, ее распределение подчинялось архитектонике стенных поверхностей, и наоборот, скульптура, сохраняя художественную самостоятельность, организовывала архитектурный ритм и вводила в оформление этих поверхностей пластический элемент.