Влияние буддизма на Бактрию

Проходит свыше сотни лет. Уже сформировалась огромная кушанская держава, цари Куджула Кадфиз и Вима Кадфиз простерли свои владения вплоть до Индии. Но захваченная силой оружия, эта страна высокой древней культуры обратным излучением посылает токи своего духовного влияния в те области, откуда пришли завоеватели. Идейным проводником их явился буддизм. Колонии буддистов устремляются на запад, и многие из них оседают в Бактрии. Одна из колоний закрепляется в главном городе по Сурхандарье, остатками которого является городище Дальверзин-тепе.

Здесь обнаружены остатки буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам кушанских монет, в конце I века н. э. В центре располагалась монументальная глинобитная платформа — по-видимому, основание буддийского памятного сооружения — ступа. С трех сторон ее обводили коридорообразные помещения. Северное служило кумирней — в ней возжигались светильники и располагалась многофигурная скульптурная композиция с изображением огромного Будды и значительно меньшими фигурами бодисатв, гениев-деватов и монахов. Продолговатое помещение с западной стороны также включало скульптурную группу с крупной статуей Будды и фигурами предстоящих. Среди них — правитель, по-видимому, его наследник, вельможи, знатные дамы. Раскопки дали картину жестокого, преднамеренного уничтожения статуй какими-то идолоборцами — очевидно, противниками буддизма, сбросившими скульптуры со стен и разбившими их на куски. Бактрийский воин. Халчаян. Глина с окраской. Рубеж н. э. Кушанский принц. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в. Голова донатора. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в. Бодисатва. Барат-тепе. Терракота. II—III вв. Бодисатва. Ак-тепе. Терракота. II—III вв.