Проходит свыше сотни лет. Уже сформировалась огромная кушанская держава, цари Куджула Кадфиз и Вима Кадфиз простерли свои владения вплоть до Индии. Но захваченная силой оружия, эта страна высокой древней культуры обратным излучением посылает токи своего духовного влияния в те области, откуда пришли завоеватели. Идейным проводником их явился буддизм. Колонии буддистов устремляются на запад, и многие из них оседают в Бактрии. Одна из колоний закрепляется в главном городе по Сурхандарье, остатками которого является городище Дальверзин-тепе.
Здесь обнаружены остатки буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам кушанских монет, в конце I века н. э. В центре располагалась монументальная глинобитная платформа — по-видимому, основание буддийского памятного сооружения — ступа. С трех сторон ее обводили коридорообразные помещения. Северное служило кумирней — в ней возжигались светильники и располагалась многофигурная скульптурная композиция с изображением огромного Будды и значительно меньшими фигурами бодисатв, гениев-деватов и монахов. Продолговатое помещение с западной стороны также включало скульптурную группу с крупной статуей Будды и фигурами предстоящих. Среди них — правитель, по-видимому, его наследник, вельможи, знатные дамы. Раскопки дали картину жестокого, преднамеренного уничтожения статуй какими-то идолоборцами — очевидно, противниками буддизма, сбросившими скульптуры со стен и разбившими их на куски. Бактрийский воин. Халчаян. Глина с окраской. Рубеж н. э. Кушанский принц. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в. Голова донатора. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в. Бодисатва. Барат-тепе. Терракота. II—III вв. Бодисатва. Ак-тепе. Терракота. II—III вв.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры