Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель

В этом обширном комплексе пластических произведений уже намечаются определенные закономерности развития художественных идей и творческого их воплощения во времени и пространстве. Да простится в искусствоведческом очерке этот термин физиков и философов, ибо речь идет о пластическом искусстве, в более чем тысячелетнем отрезке времени и на пространстве среднеазиатских земель, масштабами не уступавшем Римской империи. И хотя в эволюции местной скульптуры еще немало незаполненных лакун (сомнений нет — восполнятся со временем и они), памятники, накопленные в хранилищах, уже встают, как отдельные, разобщенные точки на сетчатом клише, образующие на расстоянии связный и достаточно отчетливый рисунок.

Недавнее открытие — каменная скульптурная голова эпохи бронзы II тысячелетия до и. э. из Миршаде (Южный Узбекистан). Она воскрешает в памяти образы Месопотамии и Мохенджо-Даро, хотя ни там, ни там не встречает прямых аналогий. Это общность стиля самого древневосточного ваяния, с той предельной обобщенностью пластических форм и бесстрастием лика, которые придают лицу угрюмое величие и некую вневременную отвлеченность.