Лучшие произведения среднеазиатской архитектуры

К лучшим произведениям монументально декоративного искусства этой эпохи принадлежат: росписи в Балалык-тепе, резное дерево и глиняные рельефы из Джумаляк-тепе (оба памятника V—VI вв., юг Узбекистана); роспись и резной ганч исключительной детализации из дворцового комплекса VI—VIII веков в Варахше под Бухарой (Узбекистан) и, наконец, самые блистательные памятники согдийского искусства — росписи во дворце правителей Самарканда на Афрасиабе, роспись и резное дерево в богатейшем комплексе храмовых, дворцовых, жилых и других сооружений V—VIII веков в Пенджикенте и во дворце правителей Уструшаны в Шахристане. В настенных росписях Варахши, Самарканда (Узбекистан), Пенджикента и Шахристана (Таджикистан) ведущее место занимает сюжетная живопись, но она так насыщена элементами, присущими также и архитектурному декору эпохи, что мотивы эти нельзя не признать общим достоянием архитектуры, изобразительных и прикладных искусств Согда. То же относится и к скульптуре из Варахши или резному дереву из Джумаляк-тепе, Пенджикента, Уструшаны. Одним из источников многих мотивов архитектурного декора, как и художественного металла эпохи были, видимо, произведения текстильного производства (прославленные согдийские ткани).

Запас мотивов архитектурного декора V—VIII веков кажется неисчерпаемым: розетки, пальметты, сердцевидные листья и их половинки, стилизованные виноградные листья, лотосовидный тюльпан, спаренный побегун, вертуны, падающая волна, перлы и астрагалы, мотивы геральдики, символы и атрибуты в форме резная консоль, крылатых существ (крылатый верблюд, грифон, гиппокамп. Фигурные создания архитектурной фантазии (кариатиды) неотделимы от мотивов собственно изобразительных. Общая черта архитектурного декора V — VIII веков — нарастание узорности и появление строго органирующих рисунок геометрических сеток, целостно построенных систем.