Стиль «героического» декора

Стиль декора существенно меняется, так же как и стиль архитектуры, настенной живописи и скульптуры. Собственно, это один большой стиль, общий для всех форм искусства эпохи. Мы бы назвали его «героическим» по приверженности всех его видов к героическому эпосу, преданиям, басням и притчам, которые лежат в основе искусства Средней Азии VI—VIII веков. Вместе с тем мавзолей самани стиль этого искусства овеян духом рыцарской романтики. Все виды искусства, тесно связанные с ирано-сасанидским и тюрко-степным искусством, подчиняют пластику плоскостному декору и тем подготавливают полное торжество орнамента в последующую пору. Это касается и декора.

Архитектура Средней Азии V—VIII веков подвела черту под античным наследием эпохи Кушан и с необычайной серьезностью и блеском отразила вновь возникшие в местной среде связи и контакты Средней Азии с сасанидским Ираном, Византией, Индией и Китаем. Благодаря им старые земледельческие культуры юга пришли в прямое взаимодействие с культурами Сырдарьи, Таласа, Семиречья и кочевничьим искусством Южной Сибири и Горного Алтая.

Общение мастеров Сирии, Месопотамии, Византии и Дальнего Востока отвечало условиям хозяйственно-политической жизни страны, расположенной на Великом шелковом пути, и имело своим результатом появление ряда блистательных монументальных памятников.