Почитание греческих богов-покровителей, по-видимому, осуществлялось в специально возводившихся храмах, где устанавливались их статуи. Судя по монетным изображениям, то были чаще всего копии прославленных творений греческой пластики, преимущественно круга Лисиппа или Праксителя. Не исключено, что некоторые из них выполнялись в самой Бактрии, но скорее всего поступали в составе иных предметов художественного импорта из крупных центров эллинистического ваяния — Пергама, Антиохии, Родоса и др.
Прямым свидетельством подобного привоза являются фрагменты беломраморных статуй из Старой Нисы — резиденции парфянских царей (Южный Туркменистан). Особенно выразительны среди них: головка типа прославленной Афродиты Книдской работы Праксителя, голова сатира, выполненная в стиле пергамской скульптуры, величавая богиня классицизирующего стиля в струящихся богатыми складками тунике и мантии.
По-особому воспринимается среди нисийских статуй фигура полуобнаженной женщины со сколотыми руками, поза которой напоминает традиционное изображение Афродиты Пенорожденной, но которая представляет собой нечто иное, чем реилика образа Анадиомены, распространенного в греко-римском ваянии.
Статуя выполнена из мрамора двух сортов: из белого высечена обнаженная часть торса, из серого — окутанные богато драпирующейся тканью ноги. Общие пропорции тела удлинены, головка на очень стройной шее невелика, обработка поверхности удивительно пластична — все это отвечает канону позднеэллинистического идеала женской красоты. Фигура передана в легком, спиралевидном повороте, выявляющем мягкие мышечные сдвиги. Упругость движения как бы подчеркивает упругость тела — оно очень женственно, но по-спортивному суховато и лишено той мягкости, которую ваятели придавали телу Афродиты. Руки (сбитые уже в древности), судя по положению плеч, были вскинуты к голове, отжимая слипшиеся волосы, но это не легкое потряхивание кудрей Анадиомены, а резкое движение, которым наспех скручиваются мокрые пряди. Особенно выразительно лицо — удлиненное, с правильными чертами, выполненное в той разработанной еще Праксителем пластической манере, когда лепка лицевых мышц, выступы надбровий н носа, очертания глаз и губ словно обволакивает дымка полутеней. Но призывной нежности Афродиты в нем нет — лицо это волевое, исполненное неодолимой решимости и готовности к действию.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры