Два направления архитектурного декора

Архитектурный декор IX—X веков знает два основных направления. Одно можно назвать «общехалифатским», другое исходит из местных традиций. Первое являло собой как бы сгусток архитектурных идей, средств, способов, мотивов и форм декора, проявившихся в крупнейших центрах халифата — Дамаске, Самарре (под Багдадом), Фустате (Каир), в замках и дворцах, расположенных в сирийской пустыне. К этому направлению примыкала и архитектура времени Саманидов в Самарканде и Бухаре, Мамунидов в Хорезме.

В области архитектурного декора общехалифатский стиль обнаруживается больше всего в резьбе по штуку и по дереву. В нем соединяются формы, совершенно разные по истокам (арабские, иранские, среднеазиатские), в чем-то оказавшиеся близкими друг другу. Это объяснимо тем, что все они восходили к наследию восточной античности, как основе, и все они обнаружили общую для всего Среднего и Переднего Востока потребность в согласованной системе. На всем Среднем Востоке, вопреки языковым, этническим и государственным различиям, наблюдалась тяга к наукам, носившим прикладной характер. Строительное искусство требовало универсальных знаний. Архитектурный декор стран халифата отказался от языческих образов прошлого; геометрические, растительные арабески и эпиграфический ориамент стали его главным содержанием.

Новая строительная техника и технология строительных и отделочных материалов, как и новая эстетическая концепция архитектуры в целом, определила в Средней Азии стиль архитектурного декора века Саманидов как явление новое и прогрессивное. Как бы велико ни было влияние общехалифатского стиля на архитектурный декор всей Средней Азии IX—X веков, его глубокая оригинальность и красота обязаны прежде всего местной традиции, ее художественным идеям и формам.

Ярким примером этого служит резная колонна X века из Обурдона (верховье Зеравшана). В горах обитали поколения мастеров-резчиков по дереву и там лучше сохранялись мотивы древнего искусства, богатого фантастическим смешением животного и растительного узора. Мастера использовали символы и аллегории, распространенные в домусульманское время, прочно закрепившиеся в народной памяти. Их искусство пополняло запас старых мотивов и форм более современными растительными формами нового стиля (арабески). Мастера с увлечением осваивали органически связанную с этим стилем узорную эпиграфику.