Декор Средней Азии домонгольской эпохи

В архитектурном декоре решающее значение имели не столько отдельные мотивы арабесок (они применялись на христианском Кавказе, проникали в Византию), сколько вся система декора. Узор на плоскости и пространственные формы (сталактиты) вытеснили скульптурную объемную пластику целиком. Тем самым скульптуре был нанесен удар, более ощутимый, чем это сделали богословские запреты, распространившиеся на все виды изображений. В Средней Азии эти запреты соблюдались особенно строго. Но даже там, где догмы правоверного ислама обходились и пластика проникала в декор, произведения скульптуры растворялись в общей декоративности изображения.

Сущность архитектурных идей и принципов декора Средней Азии домонгольской эпохи можно сформулировать так: лаконизм и суровая простота объемов и масс при тонкости и изяществе деталей; совершенствование облицовок, выявляющих черты самой архитектуры, организация плоских и кривых поверхностей в систему сталактитов, полный отход от скульптурной пластики в сторону стереометрических форм и плоских узоров; блестящая разработка геометрических плетений и решеток в самых различных градациях формы от рельефного кирпича до совершенно плоских граффито; необычайная культура линии — преобладание плавных кривых в сочетании со спиралями и волнистым побегом на осях и сетках; высокий профессиональный опыт мастеров. Архитектурный декор Средней Азии ХІУ—XVII веков можно рассматривать как возрождение искусства после монгольского нашествия.