В архитектурном декоре решающее значение имели не столько отдельные мотивы арабесок (они применялись на христианском Кавказе, проникали в Византию), сколько вся система декора. Узор на плоскости и пространственные формы (сталактиты) вытеснили скульптурную объемную пластику целиком. Тем самым скульптуре был нанесен удар, более ощутимый, чем это сделали богословские запреты, распространившиеся на все виды изображений. В Средней Азии эти запреты соблюдались особенно строго. Но даже там, где догмы правоверного ислама обходились и пластика проникала в декор, произведения скульптуры растворялись в общей декоративности изображения.
Сущность архитектурных идей и принципов декора Средней Азии домонгольской эпохи можно сформулировать так: лаконизм и суровая простота объемов и масс при тонкости и изяществе деталей; совершенствование облицовок, выявляющих черты самой архитектуры, организация плоских и кривых поверхностей в систему сталактитов, полный отход от скульптурной пластики в сторону стереометрических форм и плоских узоров; блестящая разработка геометрических плетений и решеток в самых различных градациях формы от рельефного кирпича до совершенно плоских граффито; необычайная культура линии — преобладание плавных кривых в сочетании со спиралями и волнистым побегом на осях и сетках; высокий профессиональный опыт мастеров. Архитектурный декор Средней Азии ХІУ—XVII веков можно рассматривать как возрождение искусства после монгольского нашествия.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры