Этапы развития архитектуры и архитектурного декора

Главными этапами развития архитектуры и архитектурного декора этого насыщенного событиями периода следует считать: дотимуровское время (середина XIII в.— 70-е гг. XIV в.), период вывоза мастеров из всех покоренных Тимуром земель в стольный Самарканд и другие опорные города его державы (70-е гг. XIV в.— начало XV в.) и период последующего развития архитектуры и искусства при Тимуридах и их преемниках.

На первом из этих этапов был возрожден полностью архитектурный декор XI—XIII веков, как будто его развитие никогда не прерывалось. Это особенно характерно для памятников Северного Туркестана и горных районов (превосходные облицовки из резной неполивной терракоты украшают мавзолеи Ходжа Мухаммед Бошаро за Пенджикентом, мавзолей Манаса в северной Киргизии, надгробие Наринджан-баба в Каракалпакии).

В первой половине XIV века в архитектуре Средней Азии окончательно созревают приемы поливной, резной и тисненой терракоты, следом возникает и быстро развивается техника расписной майолики и мозаики на силикатной основе: в Мавераннахре на известняковой связке с примесью кварцитов, в Хорезме - на клею (камеди или шереше) с использованием мелкозернистых песков. В ходу — матовые кирпичики из кашинной массы и кирпичики, покрытые легкоплавкой цветной прозрачной глазурью и непрозрачной эмалью. Глазурью покрываются и сталактиты, изготовленные из керамической массы. Возникает целая индустрия керамического производства для нужд архитектурно-отделочных работ. Формируются свои местные школы мастеров архитежурного декора по видам изделий и роду производства школы мастеров Бухары, Самарканда, Кашкадарьи, Хорезма и другие).