Все эти образы, несомненно, портретны, но самый стиль портретов уже совсем иной, чем в Халчаяне. Лица дальверзинских статуй выразительны, но почти не эмоциональны: их не бороздят ни складки возраста, ни морщины раздумий. Они бесстрастны, характеры ничем не обозначены, душевный строй остается за рамками его постижения зрителем. И в этом — не только влияние самого буддизма с его проповедью устранения от всяческих житейских волнений и суеты сует, но и отражение новых идейных позиций самого кушанского искусства. Идеология большой восточной монархии ставила перед ваятелями задачи создания образов репрезентативных, в которых все человечески интимное было бы устранено. Они достигают этого путем передачи не внутренней характеристики, выраженной через индивидуальную лицевую маску, но воплощением в портрете некой идеальной сущности. И в этом отношении скульптура Дальверзин-тепе новый, по сравнению с халчаянской, этап развития кушанского статуарного искусства.
Художественные предметы древнего импорта эпохи Кушан нередки в составе археологических находок на античных городищах Средней Азии (главным образом Южного Узбекистана и Таджикистана, то есть Бактрии). Таков римский мраморный маскарон из Шахри-Гульгуля. Таков и «туалетный диск» из темного шифера из Явана, близкий по типу к тем, что в немалом числе были найдены в Таксиле (город в долине Инда); изображение на нем всадника на гиппокампе явно связано с эллинистическими традициями. Эти традиции в первых веках н. э. не угасают на бактрийской почве; примером может служить водослив в виде львиной маски на огромном каменном сосуде из Термеза. Но вообще эллинистические традиции растворяются в том потоке «азианизма», который торжествует в искусстве эпохи Кушан. Бактрийская богиня. Барат-тепе. Терракота. III в.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры