Около рубежа нашей эры (плюс-минус несколько десятилетий, поскольку уточнение даты затруднено неутихающим спором о кушанских датировках) в крупном бактрийском городе, протянувшемся у побережья Сурхандарьи в урочище Халчаян, был возведен небольшой дворец. На главном фасаде его располагался глубокий шестиколонный портал-айван, за ним — продолговатый приемный зал, далее двухколонная, видимо, тронная комната, а справа и слева — подсобные помещения. Айван и зал оформляли пластические композиции, выполненные с мастерством необыкновенным. Большинство фигур до уровня плеч было сделано в полном объеме, до пояса — трехчетвертным или половинным рельефом, к ногам лепка сходила на барельеф. Статуи и фон их были окрашены.
Скульптура размещалась на двухметровой высоте, в широком фризообразном поле, тянувшемся сплошной полосой со стены на стену. Здесь было несколько самостоятельных сцен и десятки человеческих фигур немного менее натуральных размеров. Главные герои их — это реальные исторические лица, представители первых Кушан из рода царя Герая, известного благодаря особой группе монет I века до н. э., находимых преимущественно в Бактрии.
В центральную группу входили правитель и его супруга, восседающие на тронах, справа и слева от них располагались члены царского рода — мужчины и женщины, местная знать, а вверху — божественные покровители: «варваризованные» Афина, Геракл, Ника. Голова мужчины из рода Герая. Халчаян. Глина с окраской. Рубеж к. э.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры