Светское искусство развивалось рядом с буддийским

В последующие эпохи архитектурный декор памятников буддийского искусства: пещерный монастырь Кара-тепе II—IV веков и буддийский монастырь на Аджина-тепе VII—VIII веков — свидетельствует о большой стойкости ряда канонических образов. И в то же время в архитектурном декоре этих памятников обнаруживается заметное появление новых мотивов.

Светское искусство развивалось рядом с буддийским. Наиболее ярким проявлением светского искусства было искусство дворцовое («династийное»). Самым значительным памятником «династийного» искусства первых Кушан является дворец на городище Халчаян. В нем синтетически слиты скульптура, настенная лепнина, настенная живопись и орнамент.

Архитектурный декор парфянской Нисы дал законченную систему обработки поверхностей стен, отвечавшей всему стилю архитектуры. Наряду с большепролетными балочными перекрытиями в архитектуре Восточной Парфии применялись своды отрезками и система шатровых стропил, кирпичные округлые и многолопастные столбы, деревянные колонны.

В архитектурном декоре Парфии было немало приемов, заимствованных из западноэллинистической строительной техники, в частности канители ионические, коринфские и композитные (смешанного стиля) с фигурными вставками. В украшении зданий употреблялись терракотовые аканты — матовые или покрытые красным ангобом. Появляются каменные каннелюрованные пилястры, вводятся фризы из триглифов и метоп, переработанных на местный лад. В них органично сочетаются греческие мотивы (палица Геракла, маска льва) и парфянская символика (лук, колчан, династийный знак Аршакидов и полумесяц). Приземистые и тяжелые архитектурные формы парфянской Нисы облагораживались раскрашенными статуями, настенными тканями, художественной терракотой, декоративной росписью. В убранство интерьеров вводятся маски мимов, красные гирлянды, переплетенные черными лентами, терракотовые остролисты и аканты. Болышую роль играла, видимо, утварь из дерева и кости, парфянские малиново-красные ковры. Получает широкое распространение окраска стен в черный и красный цвета с лощением.

В интерьере применялись настенная живопись, алебастровая или глиняная лепнина с раскраской и пристенная скульптура. Орнаменты, живописные сцены и скульптура сочетались с изображением животных, многие из которых имели значение символов.