В последующие эпохи архитектурный декор памятников буддийского искусства: пещерный монастырь Кара-тепе II—IV веков и буддийский монастырь на Аджина-тепе VII—VIII веков — свидетельствует о большой стойкости ряда канонических образов. И в то же время в архитектурном декоре этих памятников обнаруживается заметное появление новых мотивов.
Светское искусство развивалось рядом с буддийским. Наиболее ярким проявлением светского искусства было искусство дворцовое («династийное»). Самым значительным памятником «династийного» искусства первых Кушан является дворец на городище Халчаян. В нем синтетически слиты скульптура, настенная лепнина, настенная живопись и орнамент.
Архитектурный декор парфянской Нисы дал законченную систему обработки поверхностей стен, отвечавшей всему стилю архитектуры. Наряду с большепролетными балочными перекрытиями в архитектуре Восточной Парфии применялись своды отрезками и система шатровых стропил, кирпичные округлые и многолопастные столбы, деревянные колонны.
В архитектурном декоре Парфии было немало приемов, заимствованных из западноэллинистической строительной техники, в частности канители ионические, коринфские и композитные (смешанного стиля) с фигурными вставками. В украшении зданий употреблялись терракотовые аканты — матовые или покрытые красным ангобом. Появляются каменные каннелюрованные пилястры, вводятся фризы из триглифов и метоп, переработанных на местный лад. В них органично сочетаются греческие мотивы (палица Геракла, маска льва) и парфянская символика (лук, колчан, династийный знак Аршакидов и полумесяц). Приземистые и тяжелые архитектурные формы парфянской Нисы облагораживались раскрашенными статуями, настенными тканями, художественной терракотой, декоративной росписью. В убранство интерьеров вводятся маски мимов, красные гирлянды, переплетенные черными лентами, терракотовые остролисты и аканты. Болышую роль играла, видимо, утварь из дерева и кости, парфянские малиново-красные ковры. Получает широкое распространение окраска стен в черный и красный цвета с лощением.
В интерьере применялись настенная живопись, алебастровая или глиняная лепнина с раскраской и пристенная скульптура. Орнаменты, живописные сцены и скульптура сочетались с изображением животных, многие из которых имели значение символов.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры