Классическими образцами архитектурного декора IX—X веков являются: в Южной Туркмении — резьба по ганчу в мечети-мавзолее Шир-Кабир в Машаде (X в.); в Таджикистаие — резной деревянный михраб Искодара (X в.), резное дерево горных районов верховьев реки Зеравшан (Чор-Кух); в Узбекйстане — резной ганч в залах дворца Саманидов в Самарканде (IX—X вв.) и в купольном зале (X в.) на том же городище, резной штук названного ранее мавзолея Араб-ата (X в.).
Влияние традиций на архитектурный декор Мавераннахра IX—X веков было велико и плодотворно. Вместе с тем шло интенсивное внедрение новых художественных идей, особенно в городах.
XI — начало XIII века — время полного расцвета градостроительства и архитектуры феодального Востока вообще и Средней Азии особенно. На смену общехалифатскому и местному древнему стилям приходит новый, который поглощает их и выдвигает собственную законченную систему растительных и геометрических арабесок. Сущность этой системы в математически строгой построенности орнаментов и блестящей разработке техники отделочных работ.
Для каждого конкретного материала устанавливаются особые приемы переработки мотивов, взятых из общего запаса форм. Теория арабесок становится наукой, выполнение — искусством. Новое направление основано на принципах построения растительных и геометрических арабесок, вписанных фигур и медальонов («ислими», «гирихов», «мадохилей», «турунджей»).
Среди памятников XI—XIII веков выделяются высоким совершенством техники кирпичной кладки и рисунка: в Южной Туркмении — минареты Месториана (особенно минарет 1002г.),мавзолеи Мервского оазиса (особенно Мухаммед ибн Зейда, XI в.), мавзолей Аламбердара (XI в.), караван-сарай Дая-Хатын (XI в.), мечеть Талхатан-баба (XII в.); в Киргизии — башня Бурана (X—XI вв.), минарет в Узгенте (XI в.).
Первоклассными творениями резного штука этой эпохи славятся: дворец в Хульбуке (XI в.), мавзолей Шах Фазиль в селении Сафит Буленд в Южной Киргизии (XI в.), дворец правителей Термеза (XII в.), мавзолей Хаким-ат-Термези в Термезе (XI—XII вв.) и мавзолей Санджара в Мерве (XII в.).
Образцами высокого совершенства в резьбе по дереву на протяжении XI—XII вв. являются колонны, сохранившиеся в горных районах реки Зеравшан (Курут, Фатмев, Урмитан), резной фриз XII века, обнаруженный в одном из первоначальных строений Шахи-Зинда в Самарканде и великолепные резные колонны Джума-мечети в Хиве.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры