Первая — вторая треть I тысячелетия до н. э. — искусство ранних государственных образований и древнейших городских центров в Средней Азии. Оно развивается в контактах с современным ему ирано-ахеменидским и сако-скифским искусством. Вырисовывается второй в истории искусств Средней Азии болышой стиль, который пока еще лишь смутно проступает в известных науке памятниках искусства.
Четвертый — второй века до н. э. — развитие античного искусства Греко-Бактрии, ранней Парфии и Хорезма. Оно опирается на местную традицию (бактрийскую, парфяно-маргианскую, хорезмийскую) и испытывает заметное влияние восточного эллинизма, осевшего на местной древней основе тонким пластом, который, подобно плодородному слою, обеспечил новые пышные всходы на следующем этапе.
Первый век до н. э.— третий век н. э. — расцвет античного искусства Средней Азии эпохи Кушан и династии Аршакидов. Оно включает несколько главных источников и составных элементов: на востоке — бактрийско-согдийский, кеджийско-кангюйский и эллинизированно-буддийский элементы, на западе — сако-парфянский, хорезмийский и переднеазиатский. Мифология, с одной стороны, и прославление царствующих домов, с другой, составляют его главное содержание. Синтез искусств покоится на господстве пластических начал. Раннее и позднеантичное искусство народов Средней Азии образует третий большой стиль. На позднем этапе это искусство распадается на две ветви: одна — нисходящая — отражает наплыв варварских элементов, другая — восходящая — простирается в раннее средневековье и передает ему многие темы, сюжеты, мотивы и формы, ставшие каноном.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры