Синтез искусств в Средней Азии

Первая — вторая треть I тысячелетия до н. э. — искусство ранних государственных образований и древнейших городских центров в Средней Азии. Оно развивается в контактах с современным ему ирано-ахеменидским и сако-скифским искусством. Вырисовывается второй в истории искусств Средней Азии болышой стиль, который пока еще лишь смутно проступает в известных науке памятниках искусства.
Четвертый — второй века до н. э. — развитие античного искусства Греко-Бактрии, ранней Парфии и Хорезма. Оно опирается на местную традицию (бактрийскую, парфяно-маргианскую, хорезмийскую) и испытывает заметное влияние восточного эллинизма, осевшего на местной древней основе тонким пластом, который, подобно плодородному слою, обеспечил новые пышные всходы на следующем этапе.
Первый век до н. э.— третий век н. э. — расцвет античного искусства Средней Азии эпохи Кушан и династии Аршакидов. Оно включает несколько главных источников и составных элементов: на востоке — бактрийско-согдийский, кеджийско-кангюйский и эллинизированно-буддийский элементы, на западе — сако-парфянский, хорезмийский и переднеазиатский. Мифология, с одной стороны, и прославление царствующих домов, с другой, составляют его главное содержание. Синтез искусств покоится на господстве пластических начал. Раннее и позднеантичное искусство народов Средней Азии образует третий большой стиль. На позднем этапе это искусство распадается на две ветви: одна — нисходящая — отражает наплыв варварских элементов, другая — восходящая — простирается в раннее средневековье и передает ему многие темы, сюжеты, мотивы и формы, ставшие каноном.