Общность композиции султан-уиздагской капители с ахеменидскими

Общность композиции султан-уиздагской капители с ахеменидскими очевидна — она позволяет предположить и близкую датировку V—IV веков до н. э. Но очевидны и отличия. Они — в иных масштабах (хорезмская капитель невелика, она предназначалась не для парадных приемных залов, а для интимных покоев или небольших террас), но главное — в ином изобразительном мотиве, передающем, вероятно, какое-то полиморфное существо местной хорезмийской мифологии — бородатого человекоовна. Для стиля же этой скульптуры характерна монументальная обобщенность черт и форм, присущая всему древневосточному искусству.

С вхождением Средней Азии в состав мировых эллинистических монархий налаживаются широкие коммерческие, а с ними и культурные связи со странами средиземноморских цивилизаций. Первоначально культурные контакты затронули только верхний пласт эллинствовавших аршакидских и греко-бактрийских династов и местной аристократии, почти не проникнув в народные толщи. Лишь монетные кружки греко-бактрийских басилевсов с отчеканенным на одной стороне профилем остриженного и завитого по греческой моде царя, а на другой — фигурой его божества-покровителя, избиравшегося из эллинского пантеона, внедряли представления о художественных вкусах двора.