Поиски живописного эффекта и графически выраженных ритмов мотивируются самим сюжетом, обилием орнамента на вышитых одеждах, тканях, шнрокнм применением ювелнрных украшений в быту, роскошью церемоний и блеском придворной жизни.
В VIII—IX веках Средняя Азия подпала под власть арабского халифата. Войска халифата грабили города, жгли «идолов», уничтожали сюжетные изображения (они запрещались как проявления враждебного исламу миросозерцания). Но уже в IX— X веках власть халифата ослабевала.
Успехи строительного искусства вызвали на всем Среднем Востоке переворот в градостроительстве и архитектуре, а с ним расцвет архитектурного декора. Переход от сырца к жженому кирпичу и разработка на его основе арочных, сводчатых, купольных конструкций потребовали виртуозного владения техникой кладок. Фигурная кладка кирпича стала искусством, в котором точный расчет сочетался со знанием основ прикладной математики и геометрии, а глазомер и вкус — с практическими навыками и теоретическими знаниями в области пропорций.
Рельефные выкладки из жженого кирпича блоками, из плиток по две и по три с разрывом и чередованием, с выкладкой зубцом, на угол, тычком и ложком придают стене фактурность. Игра света и тени на поверхности вызывает впечатление целесообразности и красоты, пиленые и шлифованные бруски придают архитектурным деталям узорное разнообразие.
Лучшие памятники этого вида архитектурного декора — мавзолеи Саманидов в Бухаре (IX—X вв.), мавзолей Араб-ата (X в., с. Тим Самаркандской области) завершают эпоху согдийского зодчества и дают начало новому характеру декора, полный расцвет которого наступит позже.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры