Поиски живописного эффекта и графически выраженных ритмов

Поиски живописного эффекта и графически выраженных ритмов мотивируются самим сюжетом, обилием орнамента на вышитых одеждах, тканях, шнрокнм применением ювелнрных украшений в быту, роскошью церемоний и блеском придворной жизни.

В VIII—IX веках Средняя Азия подпала под власть арабского халифата. Войска халифата грабили города, жгли «идолов», уничтожали сюжетные изображения (они запрещались как проявления враждебного исламу миросозерцания). Но уже в IX— X веках власть халифата ослабевала.

Успехи строительного искусства вызвали на всем Среднем Востоке переворот в градостроительстве и архитектуре, а с ним расцвет архитектурного декора. Переход от сырца к жженому кирпичу и разработка на его основе арочных, сводчатых, купольных конструкций потребовали виртуозного владения техникой кладок. Фигурная кладка кирпича стала искусством, в котором точный расчет сочетался со знанием основ прикладной математики и геометрии, а глазомер и вкус — с практическими навыками и теоретическими знаниями в области пропорций.

Рельефные выкладки из жженого кирпича блоками, из плиток по две и по три с разрывом и чередованием, с выкладкой зубцом, на угол, тычком и ложком придают стене фактурность. Игра света и тени на поверхности вызывает впечатление целесообразности и красоты, пиленые и шлифованные бруски придают архитектурным деталям узорное разнообразие.

Лучшие памятники этого вида архитектурного декора — мавзолеи Саманидов в Бухаре (IX—X вв.), мавзолей Араб-ата (X в., с. Тим Самаркандской области) завершают эпоху согдийского зодчества и дают начало новому характеру декора, полный расцвет которого наступит позже.