Самые блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков

Самые блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков в сочетании кирпича с элементами резного штука представлены в минаретах Калян (Бухара), в Узгенте, Вабкенте, Джар-кургане, в сочетании резной терракоты с элементами резного штука в мавзолеях в Узгенте и Айша-Биби (с. Головачевское, Южный Казахстан), мечетях Намазгох и Магоки Аттари (Бухара).

В резьбе по ганчу подражание фигурному рисунку кирпичной кладки можно видеть в декоре портальной части караван-сарая Рабати Малик (XI—XII вв., степь между Самаркандом и Бухарой) и в интерьере мавзолея Ярты-Гумбез (XI в., Серахс).

Развитие фигурной кирпичной кладки в X—XIII веках привело к тому, что перевязка швов — первоначальное ее назначение — перешла в кирпичную мозаику, которая наносилась на стену главным образом с целью украшения. Пиленый, шлифованный, тесаный кирпич используется в удивительных сочетаниях. Кирпичные надписи (эпиграфика) и кирпичный узор дополняются резьбой по штуку. В интерьерах резной штук оттеснил фигурный кирпич. На фасадах преобладают стойкие к непогоде керамические облицовки, но и там резной штук соединяется с выкладками из фигурных плиток. Уже в XI веке появляется резная терракота, сочетающая пластические качества штука с прочностью кирпича.

В резном штуке дворца правителей Термеза (XII в.) еще можно было видеть «звездных грифонов», украшавших его своды, и фантастическое изображение двух львов с общей круглой головой-личиной. Здесь явно проявляется приверженность к геральдике, а вместе с тем стремление выразить знакомые образы в геометрических и растительных формах, примирить сохранившееся в исламе почитание звезд с элементами космогонии, выработанными местной традицией. Но такие сюжеты в настенном декоре XII века встречаются все реже.