Искусство коропластики

Статуэтки и головки этого рода немногочисленны — они отвечали эстетическим запросам узкого круга. Между тем само искусство коропластики, позволявшее размножать популярные изображения в большом числе, могло как нельзя более удовлетворять широкого потребителя. Оно находит применение в массовом изготовлении вотивных статуэток, связанных с культом местных Великих богинь.

Древнее почитание в Средней Азии богини-матери засвидетельствовано статуэтками эпохи энеолита и бронзы (IV—II тыс. Кдо н. э.), которые проходят эволюцию от грубовато-натуралистических идольчиков к крайне стилизованным образцам. Затем наступает перерыв, когда самый культ, видимо, не угасает, но взамен статуэток используются лишь символические атрибуты и амулеты. Появление иконографии богини — владычицы природы, покровительницы семьи и дома, многочадия и благоденствия отмечается со времени эллинизации Средней Азии. Но если это и было возрождением старой темы, то на совершенно иной идейной основе, которой отвечает и новый эстетический взгляд. Раннеантичные терракоты из разных районов Средней Азии (III—II вв. до н. э.) передают изображение обнаженной богини, иногда — с опояской, ожерельем или браслетами. Стоит она прямо, в оцепенелой позе, с руками, вытянутыми вдоль туловища либо прижатыми — одна к груди, другая к лону. Этот архаический тип близок к статуэткам древневосточных богинь. Но дуновение эллинизма проникает и в их иконографию — некоторые нагие статуэтки из Мерва уже показаны в легком повороте, с перекрещенными ногами и мягким изгибом бедер. А на голове их — высокий, раструбообразный головной убор, напоминающий не то калаф Деметры, не то убор замужних туркменских женщин.