Статуэтки и головки этого рода немногочисленны — они отвечали эстетическим запросам узкого круга. Между тем само искусство коропластики, позволявшее размножать популярные изображения в большом числе, могло как нельзя более удовлетворять широкого потребителя. Оно находит применение в массовом изготовлении вотивных статуэток, связанных с культом местных Великих богинь.
Древнее почитание в Средней Азии богини-матери засвидетельствовано статуэтками эпохи энеолита и бронзы (IV—II тыс. Кдо н. э.), которые проходят эволюцию от грубовато-натуралистических идольчиков к крайне стилизованным образцам. Затем наступает перерыв, когда самый культ, видимо, не угасает, но взамен статуэток используются лишь символические атрибуты и амулеты. Появление иконографии богини — владычицы природы, покровительницы семьи и дома, многочадия и благоденствия отмечается со времени эллинизации Средней Азии. Но если это и было возрождением старой темы, то на совершенно иной идейной основе, которой отвечает и новый эстетический взгляд. Раннеантичные терракоты из разных районов Средней Азии (III—II вв. до н. э.) передают изображение обнаженной богини, иногда — с опояской, ожерельем или браслетами. Стоит она прямо, в оцепенелой позе, с руками, вытянутыми вдоль туловища либо прижатыми — одна к груди, другая к лону. Этот архаический тип близок к статуэткам древневосточных богинь. Но дуновение эллинизма проникает и в их иконографию — некоторые нагие статуэтки из Мерва уже показаны в легком повороте, с перекрещенными ногами и мягким изгибом бедер. А на голове их — высокий, раструбообразный головной убор, напоминающий не то калаф Деметры, не то убор замужних туркменских женщин.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры