Художественные традиции

Образы деватов и гениев из буддийского святилища на Дальверзин-тепе привлекают мягкой прелестью юных лиц удлиненного овала, с нежным очертанием рта, мечтательным выражением глаз, изяществом причесок, которые пышными кудрями ниспадают к плечам. Если в таких деталях, как улиткообразные буколыши волос, оттянутые мочки ушей, положение мягко изогнутых рук, явственны индо-буддийские традиции, то в самих лицах этих второстепенных персонажей буддийской мифологии нет ни следа индизации. Напротив, одни из них словно бы воскрешают стиль Праксителя, присущую его творениям нежность обрамленных кудрями юношеских лиц, правильность черт, мягкость порхающих улыбок и томность взоров. Другим приданы локально-этнические черты (вплоть до кустистых усов).

По стилю и общему лирическому настроению скульптуры эти сближаются с некоторыми скульптурами Хадды в Афганистане, но прямых реилик хаддской скульптуры нет. Объяснение тому, очевидно, в стойкости эллинизированно-бактрийских художественных традиций на местной почве в пору проникновения сюда буддийского культа и буддийской художественной культуры. Гений. Далъверзин-тепе. Гипс с окраской. I в.