Своеобразный вариант древневосточного зодчества дал античный Хорезм. Мощные глухие стены домов-массивов на глинобитном цоколе увенчаны зубцами и рассечены узкими бойницами; им вторят храмы и дворцы, получающие в первые века н. э. богатое скульптурное оформление стен. Особенно выразительны интерьеры дворцов типа Топрак-кала (II—III вв.).
В них наряду с монументальной глиняной скульптурой и настенной живописью много орнаментальной лепнины и росписи в виде ромбов из перекрещивающихся полос черно-желтых тонов, орнаментированных сердечками, розетками, листьями аканта с помещенными в ромбы фигурами музыкантов, гирлянд из листьев и плодов, окрашенных в зеленый, шафранный и красный цвета, крестов с загнутыми в виде рогов концами, спиралей и опять же сердечек, лунниц, лепестков, бутонов, нереходящих из плоскости стен на лепнину и составляющих украшение статуй.
Все это органично увязывалось с темой бегущего меандра и мотивами крупных спиралей или стилизованных бараньих рогов. Орнаменты растительного характера перекликались с изображениями тигра, лошади, птицы; лотос, акант, завиток, спираль, волюта (типа ионической спирали), полиморфные существа (типа грифона, гиппокампа — коне-дракона), маски, маскароны, фигурные композиции разной сложности, часто с участием силенов, менад и иных божеств из местного и эллинистического пантеона сочетаются с различными эмблемами божеств.
Сущность архитектурного декора античного Хорезма, как стилевого явления, состоит в том, что «мифологический реализм» искусства древневосточного типа тесно связан с обожествлением династийных предков; он самостоятельно преломил сако-массагетское и эллинистическое наследие на древнехорезмийской почве; формы пристенной скульптуры и орнаментально-живописное решение ннтерьера в целом монументальны. Все это делает архитектурный декор древнего Хорезма явлением, органически слитым с его архитектурой.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры