Античный Хорезм

Своеобразный вариант древневосточного зодчества дал античный Хорезм. Мощные глухие стены домов-массивов на глинобитном цоколе увенчаны зубцами и рассечены узкими бойницами; им вторят храмы и дворцы, получающие в первые века н. э. богатое скульптурное оформление стен. Особенно выразительны интерьеры дворцов типа Топрак-кала (II—III вв.).

В них наряду с монументальной глиняной скульптурой и настенной живописью много орнаментальной лепнины и росписи в виде ромбов из перекрещивающихся полос черно-желтых тонов, орнаментированных сердечками, розетками, листьями аканта с помещенными в ромбы фигурами музыкантов, гирлянд из листьев и плодов, окрашенных в зеленый, шафранный и красный цвета, крестов с загнутыми в виде рогов концами, спиралей и опять же сердечек, лунниц, лепестков, бутонов, нереходящих из плоскости стен на лепнину и составляющих украшение статуй.

Все это органично увязывалось с темой бегущего меандра и мотивами крупных спиралей или стилизованных бараньих рогов. Орнаменты растительного характера перекликались с изображениями тигра, лошади, птицы; лотос, акант, завиток, спираль, волюта (типа ионической спирали), полиморфные существа (типа грифона, гиппокампа — коне-дракона), маски, маскароны, фигурные композиции разной сложности, часто с участием силенов, менад и иных божеств из местного и эллинистического пантеона сочетаются с различными эмблемами божеств.

Сущность архитектурного декора античного Хорезма, как стилевого явления, состоит в том, что «мифологический реализм» искусства древневосточного типа тесно связан с обожествлением династийных предков; он самостоятельно преломил сако-массагетское и эллинистическое наследие на древнехорезмийской почве; формы пристенной скульптуры и орнаментально-живописное решение ннтерьера в целом монументальны. Все это делает архитектурный декор древнего Хорезма явлением, органически слитым с его архитектурой.