С традициями скифского «звериного стиля» средней трети I тысячелетия до п. э. связан небольшой каменный предмет неясного назначения (навершие, культовый объект?). Его как бы обвивает свившийся кольцом стилизованный в своих формах козел — образ этого животного был широко распространен в общем ареале скифо-сарматского мира. Пока почти выпадает из поля зрения скульптура эпох ахеменидского, македонского и селевкидского владычества (VI — III вв. до н.э.). Первым сигналом для исследователей является недавняя находка в горах Султан-Уиздага (Хорезм) белокаменной капители и кусков от стволов колонн. Оформление капители свидетельствует о развитии форм монументального ваяния. Ее массивная прямоугольная абака покоится на двух сросшихся, обращенных в разные стороны полиморфных фигурах. Это лежащие с подогнутыми ногами, обрамляя абаку, животные с головами бородатых мужей, из которых сохранилась одна. Лицо бесстрастное, с выпуклыми глазами без зрачков, правильными чертами и заостренной бородой; над лбом — плоский головной убор и повязка, от которой к щекам изгибаются рога овна.
Капитель воскрешает в памяти образы древневосточного искусства — от сфинксов Древнего Египта до заимствованных из мира ассиро-вавилонской мифологии человекобыков ахеменидского Ирана. Со времени Дария в Иране впервые появляются капители в виде двух сросшихся львов, бычков, грифонов (Персеполь, Нахши-Рустем). Уместно в этой связи вспомнить клинописную надпись о постройке ахеменидского дворца в Сузах (V— IV вв. до н. э.), куда из Хорезма доставлялся камень ахшайна (несветлый) — по-видимому, той мягкой тальковой породы, которая издревле добывалась в хребте Султан-Уиздага. При трудности столь дальней транспортировки ахшайна, вероятно, поступал не в глыбах, а в виде уже обработанных архитектурных или скульптурных деталей.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры