Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм)

С традициями скифского «звериного стиля» средней трети I тысячелетия до п. э. связан небольшой каменный предмет неясного назначения (навершие, культовый объект?). Его как бы обвивает свившийся кольцом стилизованный в своих формах козел — образ этого животного был широко распространен в общем ареале скифо-сарматского мира. Пока почти выпадает из поля зрения скульптура эпох ахеменидского, македонского и селевкидского владычества (VI — III вв. до н.э.). Первым сигналом для исследователей является недавняя находка в горах Султан-Уиздага (Хорезм) белокаменной капители и кусков от стволов колонн. Оформление капители свидетельствует о развитии форм монументального ваяния. Ее массивная прямоугольная абака покоится на двух сросшихся, обращенных в разные стороны полиморфных фигурах. Это лежащие с подогнутыми ногами, обрамляя абаку, животные с головами бородатых мужей, из которых сохранилась одна. Лицо бесстрастное, с выпуклыми глазами без зрачков, правильными чертами и заостренной бородой; над лбом — плоский головной убор и повязка, от которой к щекам изгибаются рога овна.

Капитель воскрешает в памяти образы древневосточного искусства — от сфинксов Древнего Египта до заимствованных из мира ассиро-вавилонской мифологии человекобыков ахеменидского Ирана. Со времени Дария в Иране впервые появляются капители в виде двух сросшихся львов, бычков, грифонов (Персеполь, Нахши-Рустем). Уместно в этой связи вспомнить клинописную надпись о постройке ахеменидского дворца в Сузах (V— IV вв. до н. э.), куда из Хорезма доставлялся камень ахшайна (несветлый) — по-видимому, той мягкой тальковой породы, которая издревле добывалась в хребте Султан-Уиздага. При трудности столь дальней транспортировки ахшайна, вероятно, поступал не в глыбах, а в виде уже обработанных архитектурных или скульптурных деталей.