Искусство в веках

Четвертый — пятый века — кризис местного искусства, связанный с большими общеисторическими катаклизмами.
Шестой — восьмой века — новый подъем искусства в системе раннефеодальных княжеств всей Средней Азии. Его отдельные локальные школы простираются от восточных областей сасанидского Ирана и Хорезма до Семиречья, Хакасии и Синцзяна. Это ранне-средневековое искусство Средней Азии имеет своим истоком местное позднеантичное наследие, осложненное позднеримскими, византийскими и индийскими влияниями, и находится в родстве с ирано-сасанидским и тюрко-степным искусством, образуя с ними в какой- то степени единый сплав. Героический эпос, предания, басни и притчи составляют его основу. Синтез искусств покоится на подчинёнии пластики плоскостному декору, в котором особую роль играет монументальная стенопись. Это четвертый большой стиль в искусстве народов Средней Азии.
Девятый — тринадцатый века — возникновение и развитие в системе централизованных государств-султанатов нового искусства феодальных торгово-ремесленных городов восточного средневековья, идеология которого из многих протоков былых языческих верований устремляется в единое русло ислама. Местная античная традиция окончательио замирает. Складывается ряд новых локальных художественных направлений с преобладанием мотивов фольклора, геометрических и растительных арабесок. Встречным потоком идет искусство других областей халифата. Формируется пятый большой стиль. Он знаменует собой решительную победу над прошлым и закладывает фундамент дальнейшего развития всего искусства Среднего Востока в едином русле развитого средневековья.