Четвертый — пятый века — кризис местного искусства, связанный с большими общеисторическими катаклизмами.
Шестой — восьмой века — новый подъем искусства в системе раннефеодальных княжеств всей Средней Азии. Его отдельные локальные школы простираются от восточных областей сасанидского Ирана и Хорезма до Семиречья, Хакасии и Синцзяна. Это ранне-средневековое искусство Средней Азии имеет своим истоком местное позднеантичное наследие, осложненное позднеримскими, византийскими и индийскими влияниями, и находится в родстве с ирано-сасанидским и тюрко-степным искусством, образуя с ними в какой- то степени единый сплав. Героический эпос, предания, басни и притчи составляют его основу. Синтез искусств покоится на подчинёнии пластики плоскостному декору, в котором особую роль играет монументальная стенопись. Это четвертый большой стиль в искусстве народов Средней Азии.
Девятый — тринадцатый века — возникновение и развитие в системе централизованных государств-султанатов нового искусства феодальных торгово-ремесленных городов восточного средневековья, идеология которого из многих протоков былых языческих верований устремляется в единое русло ислама. Местная античная традиция окончательио замирает. Складывается ряд новых локальных художественных направлений с преобладанием мотивов фольклора, геометрических и растительных арабесок. Встречным потоком идет искусство других областей халифата. Формируется пятый большой стиль. Он знаменует собой решительную победу над прошлым и закладывает фундамент дальнейшего развития всего искусства Среднего Востока в едином русле развитого средневековья.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры