Деревянная резная дверь. Деталь. Мавзолей Шамседдина Куляля в Шахрисябзе. XV в.
Древняя София была пятинефным крестовокупольным храмом. В отличие от довольно сложных планов киевского и новгородского соборов план полоцкого храма выразительно прост. Можно предположить, что такою же выразительной простотой отличалась и его объемно-пространственная композиция. Необычной была кладка собора с как бы утопленным в глубь стены каждым вторым рядом плинфы. Образовавшаяся при этом «пазуха» затиралась цемяночным раствором, поэтому преимущественно белорозовая поверхность стены (цвет раствора) выглядела разграфленной темно-красными горизонтальными полосами (цвет плинфы), что создавало особый декоративный эффект.
Для кладки использовали также булыжные камни, выступавшие местами на поверхности стен. Количество камней по мере роста стен становилось меньшим, уменьшались и их размеры. Вкрапления камней оживляли относительно монотонную поверхность стены, подчеркивая в ней самой ее безупречную конструктивную прочность.
Соответственно внутренней структуре храма его фасады были поделены плоскими лопатками на ряд вертикальных плоскостей. Расположение лопаток совпадало с осями внутренних опорных столбов. Граненые апсиды снаружи были украшены двуступенчатыми неглубокими нишами, скрытыми в настоящее время под более поздними слоями штукатурки. Существующие, подобные им, ниши устроены в середине XVIII века.
Монументальную массивность стен подчеркивали узкие окна. И только в барабанах центрального и четырех малых куполов окна были более значительных размеров. Относительно большими были также окна центральной апсиды. Диктовалось это требованиями композиции внутреннего пространства, в котором освещение (в данном случае дневное) играло существенную роль.
Основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небесный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого на определенном от него расстоянии располагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную апсиду и отделен от основного пространства алтарной преградой. В апсиде до настоящего времени сохранился синтрон — каменная скамья для церковнослужателей.
Полоцкий собор по аналогии с главными храмами Киева и Новгорода назвали Софийским. Какой же смысл вкладывали в это имя? Греческое по происхождению слово «софия» буквально «мастерство, знание, мудрость». Но христианами смысл его толковался более широко и связывался, в частности, с идеей человеческого «единомыслия» и «общности». Именно эта идея нашла свое дальнейшее развитие в духовной культуре Древней Руси с характерной для нее жизнестроительной этикой «соборности».
Понятие «соборности» находило в облике храма свой зримый образный эквивалент, воплощенный в конкретную материальную форму. И архитектура храма, в которой каждый отдельный элемент осмысливался символически, и его живописно-изобразительная программа с четко определенным для каждого персонажа и сюжета местом, и строго продуманное обрядовое действо — все это переплетаясь и вторя друг другу, образовывало удивительное по совершенству и силе воздействия единство.
Строили собор всем миром. Это было главное здание не только столицы, но и всего княжества. Поэтому в глазах жителей Полоцкой земли Софийский собор был символом их этнического и территориального родства, символом их общности и единомыслия.
Полоцкий Софийский собор стоит в одном ряду с аналогичными храмами Киева и Новгорода. С ними его объединяет не только время, но и множество сходных типологических и стилистических черт. С точки зрения политических взаимоотношений Полоцка с Киевом и Новгородом такое сходство может показаться несколько странным. Но необходимо помнить, что вопреки княжеским междоусобицам церковная организация для всех русских земель была единой и, что еще более важно, их объединяла общая культурная традиция, источник обновления и развития которой (культура Византии) также был общим.
Время не пощадило постройку, и до нас дошли лишь небольшие ее фрагменты. По ним несложно восстановить, план древнего храма, колорит его живописного убранства и обобщенную схему объемно-пространственной композиции, как это мы и попытались сделать выше. Кроме того, сохранившиеся фрагменты дают ряд сведений о древней строительной технике и применявшихся в то время материалах.
Конечно, этого мало для того, чтобы вообразить такую сложную, веками отлаженную систему художественных средств воздействия, какую представлял собой средневековый кафедральный собор, но достаточно для того, чтобы к нам из тысячелетних глубин истории вернулась наша память и мы осознали неразрывную связь времен, объединенных созидающим гением Человека.
© 2011 | All right reserved Главная