Керамическая облицовка из резной терракоты. Мавзолей Айша-Биби в селе Головачевском. XII в.
В решении объемно пространственной композиции нового храма все выразительные средсива архитектуры были направлены па создание эффекта непринужденного изящества, соединенного с исполненной пафоса динамикой устремленных кверху форм.
Взлет все более легких от яруса к ярусу башен кажется стремительным, благодаря притормозившему свое движение фронтону и изгибающимся горизонталям мощных, сложно расчлененных карнизов и профилированных тяг. Весь громадный объем собора из-за фантастического разнообразия венчающих его элементов кажется напряженно истончающимся в своем неукротимом движении вверх. Стремление охватить движением по вертикали всю массу собора привело архитектора к необходимости устроить над его апсидной частью сложный по форме дополнительный фронтон, придавший всей композиции цельность и законченность.
С внешним обликом храма органично связано решение его интерьера. Огромный восьмиколонный алтарь, замыкающий, а точнее продолжающий пространство центрального нефа вверх к композиции «Св. Троица», известным образом дублирует главный фасад, тем самым как бы размывая грань, отделяющую внутреннее пространство храма от пространства природного, что является примечательной чертой, принципиально отличающей новый храм от древнего. Иллюзию единства обоих пространств усиливает островок синего неба, изображенный над алтарем, где среди облаков с восседающими на них Христом и Саваофом порхают путти и парит голубь. Интерьер благодаря хорам, а также главной и боковым апсидам кажется состоящим из множества переходящих друг в друга пространств, разнообразно и обильно освещенных льющимся сквозь окна солнечным светом.
Теплый палевый тон стен интерьера с выделяющимися на его фоне светлыми пилястрами празднично сочетается с позолотой и белизной алтарей, которых в соборе, включая алтари боковых апсид, — тринадцать. Общую полихромию в свое время дополняли цветовые пятна икон и разнообразной церковной утвари, отчего интерьер казался еще более нарядным и цельным. Существенную часть его декоративного убранства составляли скульптурные изображения святых, еще во второй половине XIX века украшавшие карнизы главного алтаря.
Софийский собор представляет умеренное течение в позднем барокко, поэтому в решении его внутреннего пространства нет той почти полной слитности декоративно-орнаментальных и архитектурных форм, присущей для чешского или южнонемецкого позднего барокко. Лепная орпаментика и украшенная ею архитектурная основа в соборе гармонично сосуществуют, сохраняя свою суверенность, что является общей и характерной чертой храмов, построенных в стиле виленского барокко.
Как и в древнем соборе, в новом храме разные искусства, направленные к единой цели, формировали впечатляющий художественный образ.
В 1752—1768 годах рядом с собором были построены корпуса мужского базилианского униатского монастыря, составлявшие вместе с ним замечательный архитектурный ансамбль. К сожалению, монастырь не сохранился. О том, как выглядел ансамбль со сторопы Двины, можно судить по рисунку польского графика Наполеона Орды, сделанному около 1876 года. Сам собор автором несколько интерпретирован, но в целом рисунок достаточно точен и, по всей вероятности, вполне соответствовал натуре.
Оба собора, и тот, что в XI в. построил Всеслав, и тот, что в середине XVIII века воздвиг Флориан Гребницкий, теперь живут в каком-то не поддающемся объяснению единстве. И единство это отнюдь не только единство намертво скрепленных окаменевшей известкой плинфы и пальчатки. Оно, скорее, духовного свойства. И суть его заключена, видимо, в том, что всевластное, бессмертное и в чем-то единое для всех времен чувство прекрасного по своему существу выше стилистической разницы форм, воплощающих его в ту или иную эпоху. Возможно поэтому, начав говорить о древнерусском полоцком соборе, из XI века незаметно для себя оказываешься в XVIII, и трудно удержаться, чтобы не пойти дальше. Ведь сегодняшняя жизнь собора продолжает ту высокую традицию, начало которой положили древние мастера.
© 2011 | All right reserved Главная