Керамические облицовки павильона в саду Баги-Майдан. Самарканд XV в.
С середины шестидесятых годов интерес к богатому и разнообразному архитектурному наследию Полоцка оставался сугубо академическим. Реальная судьба многих памятников зависела от случайно складывавшихся вокруг них обстоятельств.
Вышесказанное в полной мере можно отнести и к Софийскому собору. Начиная с конца XIX века научный интерес к памятнику неуклонно возрастал. Его изучали такие ученые, как А. М. Павлинов, К. В. Шероцкий, П. П. Покрышкин, а позднее — И. М. Хозеров, Н. Н. Щекотихин, Н. И. Врунов и другие. Летом 1967 года раскопки под полом нового храма проводил М. К. Каргер. Многое из ранее неизвестного стало известным, однако судьба памятника оставляла желать лучшего. Его историческая и художественная ценность будучи общепризнанной оставалась недоступной широкому кругу почитателей истории родного края.
Поворотным в этом плане моментом явилось создание в 1965 г. Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры и вскоре за этим последовавшая организация Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Министерства культуры БССР. В 1969 году полоцкий производственный участок мастерских начал работы по реставрации Софийского собора.
Вопросы, связанные с реставрацией такого уникального памятника, каким является полоцкий Софийский собор, осложнялись прежде всего сочетанием в едином объеме памятников двух далеко отстоящих друг от друга эпох. Причем, несмотря на то, что оба памятника культовые, художественные средства воздействия у них существенно разные. Определенные трудности создавала и далеко неодинаковая сохранность построек. Не менее сложный круг проблем образовался в связи с приспособлением памятника под современные нужды.
Сейчас в Софийском соборе устроен концертный зал органной, хоровой и камерной музыки, пользующийся у полочан и гостей города популярностью. Новая функция не только не исказила изначальный образ памятника, но выявила и подчеркнула в нем главное, то, что не подвластно времени,— высокое искусство его творцов.
Снова, как двести и девятьсот лет назад, свет, цвет, музыка, скульптура и архитектура органично слились и образовали удивительный по силе эмоционального воздействия художественный образ. Концертный зал с его специфической музыкальной программой естественно сочетается в памятнике с музейной экспозицией, одной из главных достопримечательностей которой являются практически полностью открытые для обозрения руины собора XI века, находящиеся большей своей частью под полом более позднего храма. Площадка, с которой осуществляется их обзор, расположена там же, в подполье, в ячейке, соответствовавшей центральному куполу древнего собора, там, где его главная ось пересекается под прямым углом с главной осью униатской базилики. Зритель, спускаясь под пол, условно опускается в глубь столетий и оказывается в качестве археолога, исследующего культурные напластования. Такой экспозиционный прием обостряет восприятие, а информация получает дополнительную образную окраску. Руины в сочетании с реальным пространством храма XVIII века как бы оживают, и работа нашего воображения по воссозданию первоначального облика древнего собора благодаря такому монтажу оказывается более продуктивной.
Параллельно с реставрационными работами проводились углубленные археологические исследования памятника. Руководил ими ленинградский археолог В. А. Булкин.
© 2011 | All right reserved Главная