Деталь резной панели. Хульбук XI в.
Исторические сведения о соборе до перестройки его в середине XVIII века отрывочны и скорее свидетельствуют о существовании памятника, нежели дают развернутое о нем представление.
Известно, например, что прежде чем основать свой монастырь, внучка Всеслава Брячиславича Евфросинья с разрешения полоцкого епископа Ильи поселилась «в голубници» собора и, ведя отшельнический образ жизни, занималась переписыванием богослужебных книг, положив тем самым начало своей просветительской деятельности.
К этому времени (нач. XII в.) в соборе была собрана интересная коллекция книг и летописей, непрерывно пополнявшаяся вплоть до 1563 года. В период войн между Русским государством и Великим княжеством Литовским, а затем и Речью Посполитой (1563—1579 гг.) значительная ее часть была разграблена и пропала. Но некоторые из книг и рукописей старой библиотеки Софийского собора уцелели и хранятся в библиотеках Варшавы и Львова.
В середине XVI века при реконструкции замковых оборонительных сооружений Софийский собор подвергся частичной перестройке. Более того, если принять изображение собора на известном рисунке С. Пахоловицкого (сделан во время осады Полоцка войсками Стефана Батория) за соответствующее натуре, то можно вести речь о значительном изменении первоначального облика собора, превращенного в храм оборонного типа. Однако археологические раскопки 1975 — 1977 гг. эту иконографическую версию не подтвердили. Но о том, что частично собор все же перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.
В 1596 году собор переходит к униатам и вплоть до 1839 года остается униатским.
В 1607 году в храме вспыхивает пожар, и после ремонта его используют под архив. Около 1620 года в соборе возобновляются богослужения. Накануне его значительно перестраивают. Четыре малых купола уничтожают, а центральный вместо сферического получает шатровое завершение, что, по мнению архиепископа Иосафата Кунцевича, руководившего перестройкой, более соответствовало облику униатского храма. Очередной пожар случился в соборе в 1643 году. Но уже через год собор снова был отремонтирован.
Летом 1705 года в Полоцк приезжает Петр I. Во время посещения царем Софийского собора между ним и монахами-базилианами на почве религиозных разногласий происходит кровавое столкновение, после чего храм опечатывают, его имущество конфисковывают и в течение последующих пяти лет в нем размещается склад военной амуниции. В 1710 году в складе взрываются пороховые запасы, и с этого времени собор остается в руинах вплоть до начала строительства нового униатского храма (1738 г.)
Судя по характеру фрагментов, включенных в стены позднебарочной базиликальной постройки (арх. Я. Глаубиц и Б. Косинский), древний собор к этому времени был действительно разрушен. Униатский архиепископ Флориан Гребницкий, предпринявший строительство нового храма, составлявший его композиционную программу, включил фрагменты старых стен во вновь возводимые не из экономических соображений, сколько преследуя цели идеологические.
Строительство храма на руинах древней православной святыни с включением сохранившихся частей в повый объем, а также противопоставление направлений главных осей обоих храмов облекали идеи униатства в зримую образную форму. Всем своим обликом храм должен был свидетельствовать не только о преемственности новой веры по отношению к православию и католицизму, но и о ее суверенности. Интересно заметить, что три главных и разных по вероисповеданию храма Полоцка «глядели» в разные стороны.
Возможно, что не вопросы веры диктовали ориентацию новой Софии, также как и не соображения экономии обусловили включение фрагментов стен древнего храма в новую композицию. Предопределить и то и другое могли композиционные особенности, внутренне присущие виленскому барокко, предполагающему интенсивную освещенность выпукло-вогнутых форм главного храмового фасада, а также усложненный криволинейными формами абрис плана. В связи с этим главный фасад поворачивался к югу. Его барочные изгибающиеся формы благодаря светотеневым эффектам казались движущимися, причем с изменением направления освещенности менялся и характер этого кажущегося движения.
Утром или вечером низко стоящее над горизонтом солнце больше подчеркивало вертикальные членения фасада, а в полдень с особой отчетливостью проступали формы карнизов и горизонтальных тяг.
© 2011 | All right reserved Главная