Куропатки. Деталь фриза Варахша VII в.
Если уж так сложилось, что ты пришел к собору, осмотрел его и даже послушал орган, не торопись с ним расставаться. Право, этот памятник заслуживает того, чтобы на него еще и еще раз оглянуться.
Но теперь, в отличие от знакомства накоротке, попробуй отойти от собора чуть дальше. Спустись в Заполотье или, воспользовавшись оказией, переправься на лодке к противоположному берегу Двины. Посмотри на собор издали. К твоему представлению о нем добавится что-то очень существенное. Уже не сами по себе формы памятника взволнуют тебя. Тебя восхитит та безупречная точпость, с которой собор вписан в характерный двинский ландшафт, образуя с ним изумительное но совершенству единство.
Настоящее произведение искусства неисчерпаемо, и каждая встреча с ним, каждый новый взгляд открывают в нем что-то новое. В этом постоянном своем обновлении подлинное искусство сродни самой жизни.
В апреле 1985 года мы, группа архитекторов-реставраторов, находились в Полоцке с целью сбора натурных данных, которые должны были лечь в основу проекта охранных зон его архитектурных памятников.
Тот день, оставшийся потом в памяти как особенный, мы начали с обследования территории Спасского монастыря. А после полудня вернулись к древнему замчищу, чтобы осмотреть его со стороны Заполотья.
Намерения наши были сугубо практическими, и их известная будничность к особо поэтическим настроениям не располагала.
Но вот мы вышли туда, где Полота, прежде чем отдать свои воды Двине, огибает холм Верхнего замка. Талая вода, еще не вошедшая в берега, растеклась огромными зеркалами по всей пойме, особенно широкой в этом месте, прямо против замка. Пологие холмики пойменного луга, уже кое-где показавшиеся из воды, зеленели первой весенней травой. И на их изумрудной поверхности в невероятном количестве громоздились чайки.
День был солнечным и тихим, поэтому отражение собора в талой воде было полным и четким.
По шаткому вантовому мостику мы перешли Полоту, поднялись по деревянной покосившейся лесенке наверх и прошли в собор.
Такой уж это был счастливый день. Шла репетиция детского хора. Солнечный свет, льющийся в огромные окна центрального нефа, был по-весеннему мягок и, заполняя все пространства собора, бесшумно дробился в завитках позолоты на бесчисленные искрящиеся блики.
Кристально-чистый детский голос проникновенно пел простые слова:
...Я хочу услышать музыку, Я хочу увидеть музыку...
Первоначальное ощущение контраста, возникшее от такого тесного соседства древнего, кажущегося таинственным собора и заполнившей его шустрой ясноглазой детворы, постепенно сменилось ощущением полной и совершенной гармонии.
И мелодия... И мелодия песни, и ее слова, и этот солнечный свет, и детский голос, которому вторило эхо тех, тысячелетней давности голосов,— все обещало, нет не обещало, а воплощало в себе и утверждало несказанное счастье жить.
Апсида — полукруглая или многоугольная в плане часть здания, выступающая за пределы основного объема, обычно перекрытая полукуполом (конхой).
Амвон — место в храме, с которого произносятся проповеди, устраивается в виде возвышения или своеобразного балкона.
Базилика — христианский храм вытянутой прямо-угольной формы, разделенный на три или дять продольных нефов рядами столбов или колонн, средний неф при этом выше боковых.
Закомара — полукруглое завершение верхней части стены крестовокупольного храма.
Конха — свод в виде половины купола, обычно перекрывающий апсиду.
Лопатка — плоский вертикальный выступ в стене в виде пилястры без капители.
Пальчатка — т. н. большемерный кирпич, изготовлявшийся ручным способом в XVII—XVIII вв. Свое специфическое название он получил от борозд, которые формовавший его мастер проводил четырьмя пальцами ладони вдоль одной из его широких сторон.
Плинфа — плоский, относительно тонкий кирпич, первоначально квадратной, а позднее — прямоугольной формы.
Пилястра — плоский выступ в стене, имеющий те же части и пропорции, что и колонна.
Путто (мн. путти) — декоративный мотив, представляющий нагого младенца, обычно с крылышками.
Рокайль — орнамент причудливой асеиметричной и нерегулярной формы, имитирующий в упрощенном виде раковины и морскую флору, характерен для стиля рококо.
Цемянка — толченый кирпич, добавляемый в известковый раствор. Такой раствор называется цемяночным.
© 2011 | All right reserved Главная