Керамические облицовки. Мавзолей Шади-Мульк в комплексе Шахи-Зинда в Самарканде. 1372 г.
В результате исследований 1975—1977 гг. были решены многие вопросы, связанные со строительством и перестройками собора. Окончательно было подтверждено позднее происхождение западных апсид. Установлено также, что под боковыми (южным и северным) ответвлениями внутренней галереи существовало лишь по одному (а не по два) столба и что в сечении эти столбы были круглыми. У стен древнего собора археологи нашли следы нескольких более поздних, но относящихся еще к домонгольскому времени пристроек, а слой пожарища, в который входят фундаменты собора XI века, по мнению ученых, указывает на возможность существования иа этом месте деревянного храма, предшествовавшего каменному. Определенный интерес вызывает и значительных размеров камень, найденный в древней кладке. На нем среди множества процарапанных слов значатся и имена, возможно, принадлежавшие кому-то из мастеров, участвовавших в строительстве собора.
В 1985 году художниками-реставраторами были освобождены от позднейших закладок два оконных проема центральной апсиды древнего храма. На их откосах обнаружены хорошо сохранившиеся фресковые орнаментальные росписи, стилистически сходные с аналогичными росписями соборов Киева и Новгорода.
С уверенностью можно сказать, что все эти находки — не последние. Дошедшие до нашего времени фрагменты древнего полоцкого собора скрывают еще не одну «тайну» вдохновенного мастерства строивших его зодчих.
Работа по реставрации Софийского собора по-новому высветила само слово «собор», вернув ему первоначальный смысл — «собрание». Когда в храме одновременно (а случалось это часто) собирались каменщики, штукатуры, маляры, столяры, позолотчики, лепщики, живописцы и пространство наполнялось звуками, характерными для каждой из этих профессий, в нем воцарялась одна из самых высоких человеческих радостей — радость «соборного» труда множества одержимых единой целью людей.
Необходимо сказать о том, что в возвращении к жизни Софийского собора кроме белорусских специалистов участвовали реставраторы Литвы, археологи России, мастера-органисты из Чехословакии и сотни безвозмездно трудившихся в свободное от работы время энтузиастов — полочан и новополочан. В материальных же средствах Республиканского общества охраны памятников истории и культуры, на которые памятник возрождался, понятие «соборности» нашло свое высшее, всенародное выражение.
Слушатель, приходящий сегодня в собор на концерт, не всегда об этом задумывается, но его захватывает соборный дух концерта, объединяющего в едином творческом акте не только музыкантов, певцов и дирижера, непосредственно являющих ему свое искусство, но и всех тех, кто незримо соприсутствует в зале результатами своего труда — и мастеров древних и их сегодняшних восприемников-реставраторов. Здесь, на концерте в соборе, внимая созвучному хору породненных единым творческим замыслом искусств, слушатель по-новому, глубже и сокровенней постигает высоконравственный смысл таких понятий, как сочувствие и сотрудничество.
Так памятник входит в современную жизнь, напоминая нам не только о прошлом и его связи с настоящим, но и обостряя внимание к этому настоящему, славя и утверждая вечные человеческие ценности.
© 2011 | All right reserved Главная