Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока

Развитие декор получил в пору первых государственных образований, когда Средняя Азия вошла в круг цивилизаций Древнего Востока. Дворцовые и храмовые помещения украшались наряду с ковровыми тканями архитектурной резьбой. Мотивами убранства, как и в прикладном искусстве той поры, были фигурные зубцы, пальметты, цветы лотоса, позднее появляются фигуры зверей, близкие мотивам архитектурного декора Вавилона и Древнего Ирана, изображения священных деревьев, небесных светил и символов, связанных с различными древнейшими земледельческими культами.

Стиль архитектурного декора определяется техникой резьбы по дереву, литья и ковки. На прямое влияние классического Востока указывают найденные гипсовая форма для отливки головы грифона (Калалы-Гыр) и каменный блок капители в виде сфинксов - человекоовнов (Султан-Уиздаг), близкие монументальным формам Персеполя и Суз.

Фантастические звери и полулюди, священные деревья, небесные светила и символы — таков арсенал образов прикладного искусства Древнего Востока, из которого черпал свои мотивы древний архитектурный декор Средней Азии. Глина, гипс, скульптурно обработанные блоки камня, стволы дерева обусловливали монументальную компоновку крупночлененных масс с четкой тектоникой, подчинившей себе все пластические средства декора.

В пору греческих монархий и местных образований эпохи эллинизма (Греко-Бактрия, Парфия, племенной союз Кангюй, могущественное Кушанское царство) сложился ряд архитектурных школ и наметилась эволюция каждой из них.