Широко известен скульптурный фриз из Айртама. Здесь на продолговатых белокаменных блоках, среди двух рядов очень крупных, несколько схематизированных акантов выступают погрудные фигуры — преимущественно женские, с музыкальными инструментами, цветами, сосудами, гирляндами в руках. Тематика фриза связана, скорее всего, с «Паринирваной» — Великой кончиной Будды Гаутамы, когда, говоря словами поэмы Ашвагоши, «девы лили с неба дождь цветочный, музыка гремела в небесах».
На фризе представлены девы-небожительницы, а не жанровые участницы житейских празднеств, но ваятель обряжает их в современные ему одежды, головные уборы, ювелирные украшения и подчеркивает этнические особенности склада лиц — полных, утяжеленных книзу, крутобровых, миндалеглазых и прямоносых.
За исключением одной из девушек, губы которой тронуты мягкой улыбкой, лица остальных почти безучастны, но это не оцепенелость идола, а скорее, та внутренняя сосредоточенность, которая отвечает нормам буддийского вероучения с его проповедью отрешенного бесстрастия нирваны, устранения от житейских треволнений и смятения чувств. А эта идея накладывает в свою очередь отпечаток на общий стиль — уже иной, чем в скульптуре из буддийского святилища на Дальверзин-тепе.
Айртамский фриз не имеет прямых реилик в гандхарской скульптуре, но стилистическая общность с ней несомненна. Она определяется не только манерой пластической обработки камня, не только буддийской тематикой, но внутренним содержанием самих художественных образов.
К III веку буддизм продвинулся уже в оазис Мургаба, куда из коренных буддийских областей попадают произведения гандхарской пластики и прибывают мастера для выполнения монументальных скульптурных работ. Буддизм, однако, не пустил в Маргиане прочных корней. Остатки двух ступ обнаружены в Мерве. Одна, воздвигнутая во второй половине III века, располагалась в комплексе сооружений. Здесь высилась крупная статуя Будды, от которой сохранилась лишь голова (высотою 70 см), выполненная, согласно канону позднегандхарского ваяния, с покойно-величавым лицом и улиткообразными накладными завитками волос. Внутри другой мервской ступы (возведенной не раньше VI в.) хранились реликвии и среди них — привозные фрагменты вытесанных из шифера гандхарских рельефов II — III веков с изображением будд, бодисатв, знатной дарительницы, арфистки. Арфистка. Мере. Черный шифер. II—III вв.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры