Айртамский фриз

Широко известен скульптурный фриз из Айртама. Здесь на продолговатых белокаменных блоках, среди двух рядов очень крупных, несколько схематизированных акантов выступают погрудные фигуры — преимущественно женские, с музыкальными инструментами, цветами, сосудами, гирляндами в руках. Тематика фриза связана, скорее всего, с «Паринирваной» — Великой кончиной Будды Гаутамы, когда, говоря словами поэмы Ашвагоши, «девы лили с неба дождь цветочный, музыка гремела в небесах».

На фризе представлены девы-небожительницы, а не жанровые участницы житейских празднеств, но ваятель обряжает их в современные ему одежды, головные уборы, ювелирные украшения и подчеркивает этнические особенности склада лиц — полных, утяжеленных книзу, крутобровых, миндалеглазых и прямоносых.

За исключением одной из девушек, губы которой тронуты мягкой улыбкой, лица остальных почти безучастны, но это не оцепенелость идола, а скорее, та внутренняя сосредоточенность, которая отвечает нормам буддийского вероучения с его проповедью отрешенного бесстрастия нирваны, устранения от житейских треволнений и смятения чувств. А эта идея накладывает в свою очередь отпечаток на общий стиль — уже иной, чем в скульптуре из буддийского святилища на Дальверзин-тепе.

Айртамский фриз не имеет прямых реилик в гандхарской скульптуре, но стилистическая общность с ней несомненна. Она определяется не только манерой пластической обработки камня, не только буддийской тематикой, но внутренним содержанием самих художественных образов.

К III веку буддизм продвинулся уже в оазис Мургаба, куда из коренных буддийских областей попадают произведения гандхарской пластики и прибывают мастера для выполнения монументальных скульптурных работ. Буддизм, однако, не пустил в Маргиане прочных корней. Остатки двух ступ обнаружены в Мерве. Одна, воздвигнутая во второй половине III века, располагалась в комплексе сооружений. Здесь высилась крупная статуя Будды, от которой сохранилась лишь голова (высотою 70 см), выполненная, согласно канону позднегандхарского ваяния, с покойно-величавым лицом и улиткообразными накладными завитками волос. Внутри другой мервской ступы (возведенной не раньше VI в.) хранились реликвии и среди них — привозные фрагменты вытесанных из шифера гандхарских рельефов II — III веков с изображением будд, бодисатв, знатной дарительницы, арфистки. Арфистка. Мере. Черный шифер. II—III вв.