Значение архитектурного декора Средней Азии

Резной камень и резное дерево на протяжении XIV—XVIII веков широко применялись в декорационных целях. Стиль резьбы и ее приемы в эту пору для дерева и для камня были как нельзя более близки друг другу. Это объяснимо общим характером архитектуры И прикладных искусств, В которых применялись каменная резная художественная каллиграфия, геометрические и растительные арабески. Кенотаф (надгробие) Сейфеддина Бохарзи (XIV в.) и двери мавзолея Гур-Эмир (начало XV в.) — блестящие образцы резьбы по дереву, инкрустации и сложного набора деталей.

В эпоху узбекских ханств (XVI—XVII вв.) архитектурный декор звучит часто в прежнюю силу, особенно в Бухаре и Самарканде. Здесь совершенствуются приемы кирпичных облицовок сборнымн плитами и широко применяется цветной штук (кырма, часпак), особенно в узорном оформлении интерьеров, на стенах и в чашах куполов; блестящее развитие получают кирпично-орнаментальные своды.

Медресе Абдализисхана в Бухаре (XVII в.) — последнее купольное здание, построенное в период зенита декоративного искусства зодчества. Медресе представляет собой энциклопедию всевозможных приемов декора — старых и новых, сведенных воедино. Народные мастера сохраняли традиционные навыки и на склоне этого искусства в XVIII—XIX веках, хотя владение ими падало и мастерство угасало.

Обобщая, можно сказать, что архитектурный декор Средней Азии за последнее тысячелетие претерпевал эволюцию. Школы мастеров южных областей Средней Азии (Северный Хорасан, Тохаристан, Кашкадарья, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана, Хорезм, северные области Туркестана) разнообразили архитектуру своего времени, создавали местную традицию архитектурного декора, его особые признаки и черты стиля. В течение длительного времени продолжали жить лучшие традиции национального архитектурного декора и приемы, накопленные мастерами на протяжении многовекового строительного опыта.

Значение архитектурного декора Средней Азии велико. Он был слагаемым архитектуры, не существовал вне произведения зодчего. Составление узоров резчиком или керамистом являлось частью строительного искусства. Мастерам архитектурного декора, зодчества и прикладного искусства было присуще единство художественного замысла, обостренное чувство стиля.

В художественном наследии восточной античности и средневековья именно эти черты творчества сохраняют для нас особую прелесть и обаяние. Они волнуют современника совершенством художественного творения, в котором сказывалось в наибольшей мере единство художественной идеи и ее воплощения.