Среднеазиатская скульптура — еще несколько десятилетий тому назад такое словосочетание могло бы показаться маловероятным. В музейных коллекциях уже тогда имелось немало мелких терракотовых статуэток и рельефов из Самарканда, но они воспринимались как явление чисто локальное, связанное не столько с ваянием, сколько с художественным ремеслом, н не столько с искусством, сколько с культовыми запросами. Скульптура крупных форм на городищах Средней Азии не попадалась, отсюда был сделан вывод, что ее и не существовало. Эту концепцию поколебали было случайные находки каменных скульптурных фрагментов в Старом Термезе и открытие Айртамского фриза, однако связь с буддизмом и стилистическая близость к Гандхарской школе северо-западной Индии давали повод усматривать в их создании участие иноземных мастеров, понаторевших в ваянии буддийских образов и сюжетов, прибывших в период распространения на север буддийских колоний.
Археологические исследования, в огромных масштабах развернувшиеся в республиках Средней Азии в послевоенные годы, в корне изменили сложившиеся представления. Произведения монументальной скульптуры, оформлявшие некогда дворцы и святилища, стали появляться одно за другим, правда, почти все во фрагментах. Простая глина, реже гипс — таков основной материал древних статуй и горельефов, недолговечность которых не могла противостоять разрушительным силам природы и варварства людей. Скульптура эта поражает своим разнообразием и стилистическим своеобразием. Намного расширился за те же годы состав изделий среднеазиатской коропластики, обнаруженных уже не столько в Самарканде, сколько во многих иных древних пунктах Согда и Хорезма, Бактрии и Маргнаны.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры