Среднеазиатская скульптура

Среднеазиатская скульптура — еще несколько десятилетий тому назад такое словосочетание могло бы показаться маловероятным. В музейных коллекциях уже тогда имелось немало мелких терракотовых статуэток и рельефов из Самарканда, но они воспринимались как явление чисто локальное, связанное не столько с ваянием, сколько с художественным ремеслом, н не столько с искусством, сколько с культовыми запросами. Скульптура крупных форм на городищах Средней Азии не попадалась, отсюда был сделан вывод, что ее и не существовало. Эту концепцию поколебали было случайные находки каменных скульптурных фрагментов в Старом Термезе и открытие Айртамского фриза, однако связь с буддизмом и стилистическая близость к Гандхарской школе северо-западной Индии давали повод усматривать в их создании участие иноземных мастеров, понаторевших в ваянии буддийских образов и сюжетов, прибывших в период распространения на север буддийских колоний.

Археологические исследования, в огромных масштабах развернувшиеся в республиках Средней Азии в послевоенные годы, в корне изменили сложившиеся представления. Произведения монументальной скульптуры, оформлявшие некогда дворцы и святилища, стали появляться одно за другим, правда, почти все во фрагментах. Простая глина, реже гипс — таков основной материал древних статуй и горельефов, недолговечность которых не могла противостоять разрушительным силам природы и варварства людей. Скульптура эта поражает своим разнообразием и стилистическим своеобразием. Намного расширился за те же годы состав изделий среднеазиатской коропластики, обнаруженных уже не столько в Самарканде, сколько во многих иных древних пунктах Согда и Хорезма, Бактрии и Маргнаны.