Психологическая необычность образа побуждает искать какой-то иной мифологический или исторический эквивалент нисийской статуе. На память приходит сохраненный в анналах истории эпизод, связанный с Родогуной — дочерью аршакидского государя Митридата I (171—138 гг. до н. э.), выданной им замуж за сирийского царя Димитрия. Однажды, когда Родогуна мылась в бане, столицу осадили враги, грозя ворваться в город. Наспех скрутив мокрые волосы, которые она поклялась домыть лишь после победы, царица надела военное снаряжение, вскочила на коня и во главе войска бросилась на врага. Враг был отброшен и наголову разбит. Подвиг Родогуны — достойной дочери воинственного народа — так почитался в парфянской среде, что ее изображения даже вырезались на фамильных печатях аршакидских царей, а сам сюжет этот не раз использовался художниками античного мира.
Скульптура из Нисы невелика, но выполнена мастером очень высокого класса. Возможно, что это лишь отличная копия с какого-то более монументального оригинала. Характерно, что фотографии создают иллюзию, будто они сделаны с очень крупной статуи.
В нисийской Родогуне запечатлены попытки привлечения традиционно греческого прототипа к запросам парфянской среды. Но в ту же пору в Средней Азии протекает и начальный процесс локального видоизменения греческих образцов. Он отображен на некоторых терракотовых статуэтках эллинистического типа — из Нисы, Самарканда, Сурхандарьинских городищ. Терракотовые головки типа Горгоны (страдальческое лицо в обрамлении разметанных V—IV вв. во н. змеевидых прядей), типа Аретусы (грустное, юное лицо в пышном валике волос), типа Афины (со шлемом на голове) и некоторые другие вызывают в памяти пластические образы, популярные во всем эллинистическом мире. Вероятно, основа их была позаимствована с каких-то художественных предметов греческого импорта — терракот, рельефов на металлических сосудах или с монет, но в процессе изготовления муляжей и формочек для оттиска статуэток местные коропласты бессознательно вносили изменения, чем-то уже отличающие их от исходных моделей.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры