Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата

Психологическая необычность образа побуждает искать какой-то иной мифологический или исторический эквивалент нисийской статуе. На память приходит сохраненный в анналах истории эпизод, связанный с Родогуной — дочерью аршакидского государя Митридата I (171—138 гг. до н. э.), выданной им замуж за сирийского царя Димитрия. Однажды, когда Родогуна мылась в бане, столицу осадили враги, грозя ворваться в город. Наспех скрутив мокрые волосы, которые она поклялась домыть лишь после победы, царица надела военное снаряжение, вскочила на коня и во главе войска бросилась на врага. Враг был отброшен и наголову разбит. Подвиг Родогуны — достойной дочери воинственного народа — так почитался в парфянской среде, что ее изображения даже вырезались на фамильных печатях аршакидских царей, а сам сюжет этот не раз использовался художниками античного мира.

Скульптура из Нисы невелика, но выполнена мастером очень высокого класса. Возможно, что это лишь отличная копия с какого-то более монументального оригинала. Характерно, что фотографии создают иллюзию, будто они сделаны с очень крупной статуи.

В нисийской Родогуне запечатлены попытки привлечения традиционно греческого прототипа к запросам парфянской среды. Но в ту же пору в Средней Азии протекает и начальный процесс локального видоизменения греческих образцов. Он отображен на некоторых терракотовых статуэтках эллинистического типа — из Нисы, Самарканда, Сурхандарьинских городищ. Терракотовые головки типа Горгоны (страдальческое лицо в обрамлении разметанных V—IV вв. во н. змеевидых прядей), типа Аретусы (грустное, юное лицо в пышном валике волос), типа Афины (со шлемом на голове) и некоторые другие вызывают в памяти пластические образы, популярные во всем эллинистическом мире. Вероятно, основа их была позаимствована с каких-то художественных предметов греческого импорта — терракот, рельефов на металлических сосудах или с монет, но в процессе изготовления муляжей и формочек для оттиска статуэток местные коропласты бессознательно вносили изменения, чем-то уже отличающие их от исходных моделей.