Среднеазиатское мифотворчество

Со временем изготовление обнаженных фигурок исчезает. Во II веке до н. э. — I веке н. э. богиня приобретает облик величественной женщины, облаченной в длинное платье и мантию со свободно струящимися драпировками, наподобие античной туники и гиматия. Однако их лица, головные уборы, украшения, атрибуты имеют ярко выраженные черты локального своеобразия. Исследователь без труда отличит статуэтки Великих богинь Маргианы, Бактрии, Согдианы, Хорезма. Отличия их отвечали также эстетическим запросам и культовым представлениям той народно-племенной среды, которая образовывала основные пласты населения различных историко-культурных районов античной Средней Азии.

Имена этих местных богинь утеряны в ходе веков. Иногда их огулом отождествляют с Анахитой — одной из наиболее популярных богинь авестийской религии; однако иконография статуэток в подавляющем большинстве не соответствует тому подробному описанию, которое дает древний «Гимн Анахиты», притом и в самой Авесте упоминается ряд других богинь. В кушанском мире, например, судя по нумизматическим данным, почитались Нана, Ордохшо, Хванинда; имя Наны, или Нанайи, встречается в парфянских документах из Нисы и значительно более поздних согдийских с горы Муг, но тождество ее с Анахитой пока не доказано. Вполне вероятно, что в отдельных районах Средней Азии имелись культы и иных, по-своему именовавшихся богинь. В силу сказанного правильней будет пока использовать обобщающий термин «Великая богиня» Бактрии, Согда, Хорезма, Маргианы. По-видимому, как и в мифологии иных народов античного мира, в среднеазиатском мифотворчестве существовало немало почитавшихся в местной среде женских образов, носивших разные имена и наделявшихся в чем-то различными, а в чем-то сходными чертами.