Со временем изготовление обнаженных фигурок исчезает. Во II веке до н. э. — I веке н. э. богиня приобретает облик величественной женщины, облаченной в длинное платье и мантию со свободно струящимися драпировками, наподобие античной туники и гиматия. Однако их лица, головные уборы, украшения, атрибуты имеют ярко выраженные черты локального своеобразия. Исследователь без труда отличит статуэтки Великих богинь Маргианы, Бактрии, Согдианы, Хорезма. Отличия их отвечали также эстетическим запросам и культовым представлениям той народно-племенной среды, которая образовывала основные пласты населения различных историко-культурных районов античной Средней Азии.
Имена этих местных богинь утеряны в ходе веков. Иногда их огулом отождествляют с Анахитой — одной из наиболее популярных богинь авестийской религии; однако иконография статуэток в подавляющем большинстве не соответствует тому подробному описанию, которое дает древний «Гимн Анахиты», притом и в самой Авесте упоминается ряд других богинь. В кушанском мире, например, судя по нумизматическим данным, почитались Нана, Ордохшо, Хванинда; имя Наны, или Нанайи, встречается в парфянских документах из Нисы и значительно более поздних согдийских с горы Муг, но тождество ее с Анахитой пока не доказано. Вполне вероятно, что в отдельных районах Средней Азии имелись культы и иных, по-своему именовавшихся богинь. В силу сказанного правильней будет пока использовать обобщающий термин «Великая богиня» Бактрии, Согда, Хорезма, Маргианы. По-видимому, как и в мифологии иных народов античного мира, в среднеазиатском мифотворчестве существовало немало почитавшихся в местной среде женских образов, носивших разные имена и наделявшихся в чем-то различными, а в чем-то сходными чертами.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры