Парк английский - для английского садово-паркового искусства характерен отказ от формализма регулярных композиций, в нём утверждается иное стилевое направление и передача красоты естественного ландшафта. Смене стилевых концепций способствовала и исчерпанность регулярных форм: старые традиции дошли до конечного совершенства и созидательный гений человека обратился к новому направлению. В пейзажном парке вместо фонтанов и водных партеров - ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и группами деревьев, партеры - лужайками. Основное свойство английского парка - живописность, картинность, т.е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определённых точек. Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом - художественным направлением того времени, поэтому его иногда называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, мавзолеями, пасторальными мотивами сельских хижин, мельниц, молочных ферм. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски, возводились павильоны в античном, китайском, турецком стилях. Парк строился на контрастной смене впечатлений, где тёмные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и долинами. Выдающиеся мастера ландшафтного искусства формировали парк с тонким пониманием особенностей местности, её освещённости, форм рельефа, а главное - декоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и групп, которые составляли объёмно-пространственную структуру парка.
Парк французский - расцвет садово-паркового искусства во Франции наступил в середине XVII в. Благодаря своей завершённости, непревзойдённости в развитии регулярного стилевого направления оно получило название классического стиля. Благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра 1613-1700) и покровительства Людовика XIV правил 1643-1715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая королевским садовником, А. Ленотр создал ряд блестящих парковых ансамблей - Тюильри, Версаль, Марли и др. Каждый из них - единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. В основе творчества Ленотра лежали следующие принципы: развитие пространства по главной продольной оси; создание обширных партерных пространств вокруг дворца, подчёркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру; создание кульминации на главной оси, уравновешивающей дворец (напр., канал с каскадом); введение диагональных лучевых дорог, учёт особенностей оптического восприятия пространства.
Доминантой парка является дворец. От него начинает развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены водный партер в виде мраморных бассейнов, цветочный партер с фонтанами, протяжённый зелёный ковер с вазами и статуями у боскетов и, наконец, канал с зеркальной гладью воды. Декоративный эффект воды Ленотр умело использовал как математически рассчитанный приём. Ленотр ценил также эффект уходящих вдаль перспектив. Учитывая законы оптического восприятия, он ограничил протяжённость осей тремя километрами: это максимальный предел чёткой видимости при рассеянном освещении. Важную роль играют поперечные оси парка, разделяя боскеты. Боскеты использовались как зелёные залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. Вся архитектурно-планировочная композиция парка подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».
Опыт Версаля А. Ленотр использовал при реконструкции Парижа, проспекта Елисейских полей. Протяжённость оси, равная 3 км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский пр. ( от Адмиралтейства до Московского вокзала) или главная ось парка в Вашингтоне имеют длину 3 км. Для расчленения протяжённой магистрали Елисейских полей Ленотр ввёл круглые площади, уже оправдавшие себя в Версале. Трёхлучье, введённое Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов и Франции, и России (Петербург, Тверь и др.). Ленотр впервые вводит озеленение в виде посадок формованных деревьев вдоль улиц, создаёт бульвары. Таким образом, благодаря Ленотру в структуру города вводятся зелёные объёмы как его органическая часть.
Паркан - пространство между внутренними и внешними стенами средневекового замка. На паркане устраивали рыцарские турниры. Встречается слово ЦВИНГЕР в том же значении.
Мавзолей, мавританский стиль, майолика Малахит, мандорла, манёж, мансарда, маньеризм Марс, мартирий, марш лестничный, маскарон Масштаб, матрица, меандр Мебель Мегалитические постройки. Мёгарон. Медальон Металлы в искусстве. Метопа Мемориальное сооружение. Меркурий. Меры старые русские Медресе. Мемориальная доска Мечеть. Миксбордер. Миловида. Минарет. Минбар Минерва. Михраб. Модерн. Модуль Мозаика Модульон. Монах. Моноптер. Монумент Мост Применение чугуна в мостостроении Мостовая. Мрамор Мраморная пудра. Музы Надвратная церковь. Надолбы. Накат. Наличник. Нартекс. Нервюра Ниша. Образцовые дома Обдвёрина. Обелиск. Ограда. Озирические столбы Венецианское окно. Окно Браманте Опалубка. Оранжерея. Ордер архитектурный. Орнамент. Ортогональ Острог. Откосная арка. Палладианство. Памятник Пандан. Падуга. Палата, Полаты. Палестра. Палаццо Палисад. Панель. Паникадило. Панно. Пантеон. Парадиз Парапет. Параскёний. Парк Парк французский. Паркан Парк итальянский. Паркет. Парод. Партер Паруса. Пассаж. Пастофорий. Периптер Перистиль. Персан. Перспектива. Песчаники Пикностиль. Диастиль. Аэростиль. Пилоны Пильера. Пилястр. Пинакль. Пирамиды. Писцина. Плафон Плинт. Полотенце. Поребрик. Портал. Порфир Плинфа. Площадь. Повалуша. Погост Подмастерье каменных дел. Полати. Полка, полочка Постамент. Поток. Прибоина. Пританёй