Парк французский. Паркан

Парк английский - для английского садово-паркового искусства характерен отказ от формализма регулярных композиций, в нём утверждается иное стилевое направление и передача красоты естественного ландшафта. Смене стилевых концепций способствовала и исчерпанность регулярных форм: старые традиции дошли до конечного совершенства и созидательный гений человека обратился к новому направлению. В пейзажном парке вместо фонтанов и водных партеров - ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и группами деревьев, партеры - лужайками. Основное свойство английского парка - живописность, картинность, т.е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определённых точек. Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом - художественным направлением того времени, поэтому его иногда называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, мавзолеями, пасторальными мотивами сельских хижин, мельниц, молочных ферм. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски, возводились павильоны в античном, китайском, турецком стилях. Парк строился на контрастной смене впечатлений, где тёмные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и долинами. Выдающиеся мастера ландшафтного искусства формировали парк с тонким пониманием особенностей местности, её освещённости, форм рельефа, а главное - декоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и групп, которые составляли объёмно-пространственную структуру парка.

Парк французский - расцвет садово-паркового искусства во Франции наступил в середине XVII в. Благодаря своей завершённости, непревзойдённости в развитии регулярного стилевого направления оно получило название классического стиля. Благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра 1613-1700) и покровительства Людовика XIV правил 1643-1715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая королевским садовником, А. Ленотр создал ряд блестящих парковых ансамблей - Тюильри, Версаль, Марли и др. Каждый из них - единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. В основе творчества Ленотра лежали следующие принципы: развитие пространства по главной продольной оси; создание обширных партерных пространств вокруг дворца, подчёркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру; создание кульминации на главной оси, уравновешивающей дворец (напр., канал с каскадом); введение диагональных лучевых дорог, учёт особенностей оптического восприятия пространства. Доминантой парка является дворец. От него начинает развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены водный партер в виде мраморных бассейнов, цветочный партер с фонтанами, протяжённый зелёный ковер с вазами и статуями у боскетов и, наконец, канал с зеркальной гладью воды. Декоративный эффект воды Ленотр умело использовал как математически рассчитанный приём. Ленотр ценил также эффект уходящих вдаль перспектив. Учитывая законы оптического восприятия, он ограничил протяжённость осей тремя километрами: это максимальный предел чёткой видимости при рассеянном освещении. Важную роль играют поперечные оси парка, разделяя боскеты. Боскеты использовались как зелёные залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. Вся архитектурно-планировочная композиция парка подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».
Опыт Версаля А. Ленотр использовал при реконструкции Парижа, проспекта Елисейских полей. Протяжённость оси, равная 3 км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский пр. ( от Адмиралтейства до Московского вокзала) или главная ось парка в Вашингтоне имеют длину 3 км. Для расчленения протяжённой магистрали Елисейских полей Ленотр ввёл круглые площади, уже оправдавшие себя в Версале. Трёхлучье, введённое Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов и Франции, и России (Петербург, Тверь и др.). Ленотр впервые вводит озеленение в виде посадок формованных деревьев вдоль улиц, создаёт бульвары. Таким образом, благодаря Ленотру в структуру города вводятся зелёные объёмы как его органическая часть.

Паркан - пространство между внутренними и внешними стенами средневекового замка. На паркане устраивали рыцарские турниры. Встречается слово ЦВИНГЕР в том же значении.