Мавзолей (гр. mausoleion), мавританский стиль, майолика

Мавзолей (гр. mausoleion)

Монументальное надгробное сооружение; название происходит от гробницы карийского царя Мавзола (IV в. до н.э.) в Галикарнасс (Малая Азия). Древние мавзолеи кроме погребальной камеры (часто подземной) иногда включали поминальный зал. Широкое распространение получили мавзолеи в Др. Риме; наиболее известны мавзолей Адриана, а также в средние века в Средней Азии, например Гур-Эмир в Самарканде.

Мавританский стиль. Майолика

Искусственный травянистый покров с красиво цветущими растениями. Название получил за яркую и разнообразную окраску цветков (для мавританского искусства характерны красочность и богатство орнаментики). Применяется для озеленения садов, парков, скверов, бульваров. Располагают мавританский газон полянками, широкими полосами на фоне деревьев и цветущих кустарников.

Мавританский стиль (от МАВРЫ - гр. mavro - темный

Ныне устаревшее название, под которым с античных времён были известны народы стран севера Африки, кроме Египта) - условный термин для обозначения искусства, созданного завоевателями - арабами и местным населением в южных областях Испании, в странах сев. Африки и Сицилии в XII-XV вв. Блестящего подъема достигла культовая (МЕДРЕСЕ, МЕЧЕТИ, МИНАРЕТЫ) и светская архитектура (замки, дворцы, крепости, жилые здания), а также декоративное искусство. Основные признаки мавританского стиля: разнообразные формы арок (подковообразные, многолопастные), сталактитовые украшения карнизов и сводов, используются сдвоенные окна, купола, нервюры, характерна пёстрая, красно-белая отделка зданий, развивается богатейшая лепная и резная отделка (АРАБЕСКИ), включающая в себя растительный и геометрический узоры и надписи. В XIII-XV вв. мавританское искусство приобретает особую пышность и утонченность. Главный памятник этого периода крепость - дворец Альгамбра около Гранады. Некоторое представление о мавританском стиле даёт отделка фасадов и отдельных интерьеров известного в Петербурге дома Мурузи (арх. А.К.Серебряков, 1876). Архитектурная критика тех лет отмечала в нём тщательную проработку деталей, её этнографическую точность.

Майолика

Вид керамики, изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Название связано с островом Мальорка (Майорка), через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики. К основным видам майолики относятся изделия с рисунком по белой обмазке, покрытые сверх прозрачной свинцовой глазурью (т.н. ПОЛУМАЙОЛИКА), и изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, которая при обжиге соединяется с красками (собственно МАЙОЛИКА). Она получила широкое развитие в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Персия), в средние века - в Ср.Азии, в Испании, в эпоху Возрождения - в Италии. Искусство майолики было известно уже в Киевской Руси. В Петербурге майоликовое панно по эскизам Н.К.Рериха украшает дом №35 по Большой Морской ул. Казан ская церковь (арх. В.А.Косяков) Воскресенского Новодевичьего монастыря убрана по фасаду майоликовыми вставками работы П.Ваулина.