Ниша в стене, обращенная к Мекке, внутри мечети. Полукруглая или многогранная (реже прямоугольная) в плане ниша чаще всего завершается стрельчатой аркой и перекрывается полукуполом или сводом. Михраб и его обрамление всегда являются наиболее украшенным местом в мечети, т.к. это место хранения Корана.
Стилевое направление в архитектуре конца XIX - нач. XX вв., связано с использованием новых техникоконструктивных средств, свободой планировки для создания подчёркнуто индивидуализированных зданий. Для архитектуры и декоративно-прикладного искусства модерна было характерно стремление к оригинальности, приводившее к деформации привычных очертаний (изогнутые карнизы, криволинейные формы оконных проемов, подчёркнутая асимметрия и т.д.), введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий; широко использовались символические мотивы - русалки, болотные растения и пр., часто привлекались стилизованные формы архитектуры и искусства прошедших эпох и «экзотические» орнаменты. Рационалистичность и дух новаторства сказались в том, что архитектура модерна широко использовала новые материалы (металл, железобетон). Значительное распространение модерн получил в Бельгии (архитектор Л. ван де Вельде), в Германии - под названием «Югендстиль», в Австрии - объединение «Сецессион» (архитекторы О.Вагнер, И.Ольбрих), во Франции это направление называлось «Ар нуво» - новое искусство.
В России принципы модерна сказались в творчестве многих архитекторов, строивших особняки, гостиницы, доходные дома, в которых приёмы модерна сочетались нередко со стилизованными формами русского зодчества. В Петербурге архитектура модерна формировалась под сильным влиянием традиций зодчества XIX столетия: монументализма, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий. Значительное воздействие на петербургский модерн имела близость к скандинавским странам, она обусловила возникновение северного модерна. Его своеобразие проявилось, в частности, в отделке фасадов природным камнем (песчаник, гранит).
Наиболее видными представителями модерна в Петербурге были Ф.И.Лидваль, А.И.Гоген, И.В.Васильев, П.Ю.Сюзор, Г.В.Барановский,
Э.Ф.Виррих, Л.Н.Бенуа. Одним из лучших примеров модерна является особняк М.Ф.Кшесинекой (арх. А.И.Гоген, 1906). Характерным образцом доходного дома является дом № 1/3 на Каменноостровском пр. (арх. Ф.И. Лидваль, 1904). Общественные сооружения стиля модерн - это Азовско-Донской банк на Б.Морской 1/3 (арх. Ф.ИЛидваль, 1909); здание Нового пассажа на Литейном пр. (арх. Н.В.Васильев, 1913); Торговый дом Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ) (арх. Э.Ф.Виррих, 1910); здание компании «Зингер» арх. И.Ю.Сюзор, 1904); гостиница «Астория» арх. Ф.И Лидваль, 1912) и др.
Исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и выражающая кратные соотношения его составных элементов. Применение модуля позволяет придать сооружению и его частям точную соизмеримость, облегчает сборку их из отдельных, точно изготовленных частей, способствует типизации и стандартизации в строительстве. В системе архитектурных ОРДЕРОВ за модуль принимается обычно нижний диаметр колонны (в дорическом - иногда ширина триглифа). Для измерения более мелких членений, напр., элементов профилей, служили части модуля - ПАРТы (мн. ч. от ПАРТ, лат. part - часть). В современной архитектуре за модуль принимают определённую конкретную величину, напр. 10 см.
Мавзолей, мавританский стиль, майолика Малахит, мандорла, манёж, мансарда, маньеризм Марс, мартирий, марш лестничный, маскарон Масштаб, матрица, меандр Мебель Мегалитические постройки. Мёгарон. Медальон Металлы в искусстве. Метопа Мемориальное сооружение. Меркурий. Меры старые русские Медресе. Мемориальная доска Мечеть. Миксбордер. Миловида. Минарет. Минбар Минерва. Михраб. Модерн. Модуль Мозаика Модульон. Монах. Моноптер. Монумент Мост Применение чугуна в мостостроении Мостовая. Мрамор Мраморная пудра. Музы Надвратная церковь. Надолбы. Накат. Наличник. Нартекс. Нервюра Ниша. Образцовые дома Обдвёрина. Обелиск. Ограда. Озирические столбы Венецианское окно. Окно Браманте Опалубка. Оранжерея. Ордер архитектурный. Орнамент. Ортогональ Острог. Откосная арка. Палладианство. Памятник Пандан. Падуга. Палата, Полаты. Палестра. Палаццо Палисад. Панель. Паникадило. Панно. Пантеон. Парадиз Парапет. Параскёний. Парк Парк французский. Паркан Парк итальянский. Паркет. Парод. Партер Паруса. Пассаж. Пастофорий. Периптер Перистиль. Персан. Перспектива. Песчаники Пикностиль. Диастиль. Аэростиль. Пилоны Пильера. Пилястр. Пинакль. Пирамиды. Писцина. Плафон Плинт. Полотенце. Поребрик. Портал. Порфир Плинфа. Площадь. Повалуша. Погост Подмастерье каменных дел. Полати. Полка, полочка Постамент. Поток. Прибоина. Пританёй