Монограмма

Минерва. Михраб. Модерн. Модуль

Минерва см. Афина

Михраб (ар. мехраба)

Ниша в стене, обращенная к Мекке, внутри мечети. Полукруглая или многогранная (реже прямоугольная) в плане ниша чаще всего завершается стрельчатой аркой и перекрывается полукуполом или сводом. Михраб и его обрамление всегда являются наиболее украшенным местом в мечети, т.к. это место хранения Корана.

Модерн (фр. moderne - новейший)

Стилевое направление в архитектуре конца XIX - нач. XX вв., связано с использованием новых техникоконструктивных средств, свободой планировки для создания подчёркнуто индивидуализированных зданий. Для архитектуры и декоративно-прикладного искусства модерна было характерно стремление к оригинальности, приводившее к деформации привычных очертаний (изогнутые карнизы, криволинейные формы оконных проемов, подчёркнутая асимметрия и т.д.), введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий; широко использовались символические мотивы - русалки, болотные растения и пр., часто привлекались стилизованные формы архитектуры и искусства прошедших эпох и «экзотические» орнаменты. Рационалистичность и дух новаторства сказались в том, что архитектура модерна широко использовала новые материалы (металл, железобетон). Значительное распространение модерн получил в Бельгии (архитектор Л. ван де Вельде), в Германии - под названием «Югендстиль», в Австрии - объединение «Сецессион» (архитекторы О.Вагнер, И.Ольбрих), во Франции это направление называлось «Ар нуво» - новое искусство.
В России принципы модерна сказались в творчестве многих архитекторов, строивших особняки, гостиницы, доходные дома, в которых приёмы модерна сочетались нередко со стилизованными формами русского зодчества. В Петербурге архитектура модерна формировалась под сильным влиянием традиций зодчества XIX столетия: монументализма, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий. Значительное воздействие на петербургский модерн имела близость к скандинавским странам, она обусловила возникновение северного модерна. Его своеобразие проявилось, в частности, в отделке фасадов природным камнем (песчаник, гранит).
Наиболее видными представителями модерна в Петербурге были Ф.И.Лидваль, А.И.Гоген, И.В.Васильев, П.Ю.Сюзор, Г.В.Барановский, Э.Ф.Виррих, Л.Н.Бенуа. Одним из лучших примеров модерна является особняк М.Ф.Кшесинекой (арх. А.И.Гоген, 1906). Характерным образцом доходного дома является дом № 1/3 на Каменноостровском пр. (арх. Ф.И. Лидваль, 1904). Общественные сооружения стиля модерн - это Азовско-Донской банк на Б.Морской 1/3 (арх. Ф.ИЛидваль, 1909); здание Нового пассажа на Литейном пр. (арх. Н.В.Васильев, 1913); Торговый дом Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ) (арх. Э.Ф.Виррих, 1910); здание компании «Зингер» арх. И.Ю.Сюзор, 1904); гостиница «Астория» арх. Ф.И Лидваль, 1912) и др.

Модуль (лат. modulus - мера)

Исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и выражающая кратные соотношения его составных элементов. Применение модуля позволяет придать сооружению и его частям точную соизмеримость, облегчает сборку их из отдельных, точно изготовленных частей, способствует типизации и стандартизации в строительстве. В системе архитектурных ОРДЕРОВ за модуль принимается обычно нижний диаметр колонны (в дорическом - иногда ширина триглифа). Для измерения более мелких членений, напр., элементов профилей, служили части модуля - ПАРТы (мн. ч. от ПАРТ, лат. part - часть). В современной архитектуре за модуль принимают определённую конкретную величину, напр. 10 см.