Обдвёрина. Обелиск. Ограда. Озирические столбы

Обдвёрина. Дверная коробка.

Обелиск (гр. уменьшительное от obelos - пика)

Каменный, прямоугольный в плане, несколько суживающийся кверху столб с пирамидально заострённым навершием; древнеегипетский культовый символ солнечного луча. В Петербурге и его окрестностях известны обелиски: «Румянцева по-бедам» (арх. В.Бренна, 1799), Кагульский и Чесменский обелиски (оба арх. А.Ринальди, 1770-1799); обелиск основания Павловска (арх. Ч.Камерон, 1782), обелиск на площади Коннетабля в Гатчине (арх. В.Бренна, 1793).

Облам В деревянных оборонительных сооружениях нависающий выступ сруба в верхней части крепостной стены или башни для ведения «подошвенного боя».

Обло (в Обло) см. Рубка углов

Облом архитектурный см. Архитектурные профили

Обратный гусёк - архитектурный профиль в виде гуська, повёрнутого на 180 градусов.

Обратный каблучок - архитектурный профиль в виде каблучка, повёрнутого на 180 градусов.

Ограда - стена, решётка, которыми обнесён какой-либо участок земли. Петербург славится чугунными оградами, в которых также нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII- XX вв. Нарядный барочный рисунок ограды Воронцовского дворца (арх. Б.Ф.Растрелли, 1757) сменяется чёткими классическими пропорциями «лучшей в мире из оград» - ограды Летнего сада (арх. Ю.М.Фельтен, П.Е.Егоров, 1784). Чугунная решётка Ассигнационного банка (Садовая ул., 21) - пример ограды периода строгого классицизма (арх. Д. Кваренги, 1790). Ограда у Казанского собора (арх. А.Н.Воронихин, 1812) и ограда Михайловского дворца (Русский музей, арх. К.И.Росси, 1825) относятся к периоду позднего, или высокого классицизма. В рисунке оград периода эклектики исчезают чёткость, лаконизм. Рисунок приобретает причудливый, усложнённый характер, как в ограде Николаевского дворца (Дворец труда, арх. АИ.Штакеншнейдер, 1861). Художественные работы в металле, созданные в стиле модерн, отличают плавные линии в сочетании с изображением растений, цветов. Такова ограда Михайловского сада со стороны Екатерининского канала (арх. А.А. Парланд, 1907).

Одеон (nat.odeum - зал песен, концертный зал; от гр. ode - ода, песнь) - крытое общественное здание, театр для музыкальных представлений. Древнейший одеон в Греции был построен Периклом на склоне Акрополя в Афинах ок. 445 г. до н.э. В Италии древнейшим концертным залом является построенный в I в. до н.э. Theatrum tectum (крытый театр) в Помпеях.

Озирические столбы - столбы с приставленными к ним статуями фараона в облике бога Озириса.

Ойкос (гр. oikos - дом) см. - дом жилой в Древней Греции

Окно - световой проём в стене здания, является также смотровым и вентиляционным проёмом. В кирпичной стене оконный проём обычно расширяется откосами внутрь, образуя амбразуру окна. Часть стены от пола до низа окна называют подоконной стенкой. Со стороны помещения она покрыта подоконной доской, образуя внутренний подоконник. Снаружи здания стенка покрывается наклонной каменной плитой или металлическим листом. Это наружный подоконник. Часть стены между двумя окнами называется простенком, а между окном и углом здания - угловым простенком. Размеры окна должны удовлетворять различным требованиям: функциональным, техническим, эстетическим. В классической архитектуре отношение ширины к высоте равнялось 1:2. Начиная с XVIIB. В больших залах, занимающих 2 этажа, было распространено освещение в два света, т.е. двумя рядами окон, расположенных поэтажно друг над другом. Такие двухсветные залы имеются в Зимнем дворце, дворце Меншикова и др. В зависимости от характера композиционного решения и практических требований применялись круглые («воловье окно»), сегментные (люнет), ланцетовидные («рыбий пузырь») оконные проёмы; лежачие окна второго света (окно в тёмном помещении, заимствующее свет из другого помещения; встречается его наименование - «бастард»), скрытое окно, глухое, или ложное окно, откидное, волоковое, подъёмное и т.д. К оконным проёмам относятся также витражные окна католических соборов.