Острог. Откосная арка. Палладианство. Памятник

Острог - оборонительная ограда, частокол или палисад из свай, заострённых сверху; тип крепости, возводившейся в пограничной полосе русского государства XIV-XVII вв. Как всякая крепость, служила и тюрьмой («посадить в острог»).

Откосная арка - см. аркбутан

Охлупень, Шелом - выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тесин безгвоздевой («самцовой») кровли; крепится к коньковой («князевой») слеге деревянными стержнями («стамики», «сороки», «бабайки»). Конец охлупня - комлевая часть, выходящая на фасад дома, украшался изображением коня или птицы.

Палладианство - термин, применяющийся для характеристики одного из направлений строгого классицизма, мастера которого в своем творчестве, как к первоисточнику, обратились к наследию одного из крупнейших мастеров итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508-1580). Разработанные Палладио на основе жизненных требований планы зданий всегда связывались им с композицией фасада. Особенностью творческого приёма Палладио было широкое применение большого ордера, охватывающего несколько этажей. Для зданий его характерны человечность художественного образа, безупречные пропорции, гармония с окружающей природой. Архитектурное творчество зодчего, его умение широко использовать античное наследие, а также строгость и гармоничность его построек оказали большое воздействие на архитектуру классицизма, вызвав к жизни особые «палладианские» течения в зодчестве ряда стран. Последователями творчества А. Палладио в России были Дж. Кваренги, И.Е.Старов, Н.А. Львов.
Ярким палладианцем был Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге Эрмитажный театр (1787), Ассигнационный банк на Садовой ул. (1790), Смольный институт благородных девиц (1808) и мн. др. Одно из лучших украшений Екатерининского парка Царского Села - Палладиев мост (арх. В.И.Неелов, 1774), в основу которого лёг известный проект моста А. Палладио. Интерес к наследию его возобновился в России в нач. XX в., когда зодчие И.В.Жолтовский, И.А.Фомин противопоставили «палладианство» господствовавшим эклектике и модерну. Дома №63, 65 по Каменноостровскому пр. (арх. В.А. Щуко, 1911) возведены в формах итальянского Ренессанса.

Пальметта (фр. palmette, от лат. palma - пальма) - скульптурный или живописный орнаментальный мотив в виде стилизованных пальмовых листьев (или цветочных чашечек с веерообразными лепестками), чаще всего соединённых «усиками» в гирлянду, служит украшением архитектурных деталей (фриза, полок, карнизов). Этот орнамент стал обычным для греческого искусства VIII - VII вв. до н.э. под влиянием Востока. Очень популярны были пальметты в Риме, а позже - в искусстве классицизма.

Памятник - скульптурное или архитектурное произведение (часто в сочетании), создаваемое для увековечения памяти лиц и событий. Наиболее распространённым типом памятника является скульптурная фигура (в частности, конная) или группа, превышающая натуру размером и установленная на постаменте, к примеру «Медный всадник» (ск. Э.М.Фальконе, 1782); памятник Екатерине II (арх. Д.И.Гримм, худ. М.О.Микешин, ск. МА.Чижов и А.М.Опекушин, 1873). Архитектурные памятники обычно сочетаются со скульптурными изображениями - фигурами, рельефами и др. (обелиск «Румянцова победам», арх. В.Бренна, 1799; триумфальная арка «Нарвские ворота», арх. Д.Кваренги, 1814 и арх. В.П.Стасов, 1834). Особый тип памятника - надгробные сооружения. Художественную ценность представляют надгробия на Литера-торских мостках Волкова кладбища и в Некрополе Александро-Невской лавры. Памятники, являясь произведениями изобразительного искусства и архитектуры, будучи связаны с идейными течениями своего времени, представляют собой также и памятники минувшей эпохи.

Пандус (фр. pente douce - пологий) - в архитектуре и строительном деле - пологий (обычно 13-14 градусов) подъём для въезда экипажей на верхнюю площадку крыльца (парадные подъезды Зимнего дворца, подъём на подиум Биржи), на мост и пр. Пандус иногда заменяет лестницу внутри здания (Мариинский дворец, арх. A. Штакеншнейдер) и снаружи (Висячий сад с пандусом - спуском в парк Екатерининского дворца, арх. Ч.Камерон).
В современном строительстве пандусы, или РАМПЫ широко применяются для подъёма в многоэтажные гаражи, для спуска в подземные уличные переходы.