Острог - оборонительная ограда, частокол или палисад из свай, заострённых сверху; тип крепости, возводившейся в пограничной полосе русского государства XIV-XVII вв. Как всякая крепость, служила и тюрьмой («посадить в острог»).
Откосная арка - см. аркбутан
Охлупень, Шелом - выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тесин безгвоздевой («самцовой») кровли; крепится к коньковой («князевой») слеге деревянными стержнями («стамики», «сороки», «бабайки»). Конец охлупня - комлевая часть, выходящая на фасад дома, украшался изображением коня или птицы.
Палладианство - термин, применяющийся для характеристики одного из направлений строгого классицизма, мастера которого в своем творчестве, как к первоисточнику, обратились к наследию одного из крупнейших мастеров итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508-1580). Разработанные Палладио на основе жизненных требований планы зданий всегда связывались им с композицией фасада. Особенностью творческого приёма Палладио было широкое применение большого ордера, охватывающего несколько этажей. Для зданий его характерны человечность художественного образа, безупречные пропорции, гармония с окружающей природой. Архитектурное творчество зодчего, его умение широко использовать античное наследие, а также строгость и гармоничность его построек оказали большое воздействие на архитектуру классицизма, вызвав к жизни особые «палладианские» течения в зодчестве ряда стран. Последователями творчества А. Палладио в России были Дж. Кваренги, И.Е.Старов, Н.А. Львов.
Ярким палладианцем был Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге Эрмитажный театр (1787), Ассигнационный банк на Садовой ул. (1790), Смольный институт благородных девиц (1808) и мн. др. Одно из лучших украшений Екатерининского парка Царского Села - Палладиев мост (арх. В.И.Неелов, 1774), в основу которого лёг известный проект моста А. Палладио. Интерес к наследию его возобновился в России в нач. XX в., когда зодчие И.В.Жолтовский, И.А.Фомин противопоставили «палладианство» господствовавшим эклектике и модерну. Дома №63, 65 по Каменноостровскому пр. (арх. В.А. Щуко, 1911) возведены в формах итальянского Ренессанса.
Пальметта (фр. palmette, от лат. palma - пальма) - скульптурный или живописный орнаментальный мотив в виде стилизованных пальмовых листьев (или цветочных чашечек с веерообразными лепестками), чаще всего соединённых «усиками» в гирлянду, служит украшением архитектурных деталей (фриза, полок, карнизов). Этот орнамент стал обычным для греческого искусства VIII - VII вв. до н.э. под влиянием Востока. Очень популярны были пальметты в Риме, а позже - в искусстве классицизма.
Памятник - скульптурное или архитектурное произведение (часто в сочетании), создаваемое для увековечения памяти лиц и событий. Наиболее распространённым типом памятника является скульптурная фигура (в частности, конная) или группа, превышающая натуру размером и установленная на постаменте, к примеру «Медный всадник» (ск. Э.М.Фальконе, 1782); памятник Екатерине II (арх. Д.И.Гримм, худ. М.О.Микешин, ск. МА.Чижов и А.М.Опекушин, 1873). Архитектурные памятники обычно сочетаются со скульптурными изображениями - фигурами, рельефами и др. (обелиск «Румянцова победам», арх. В.Бренна, 1799; триумфальная арка «Нарвские ворота», арх. Д.Кваренги, 1814 и арх. В.П.Стасов, 1834). Особый тип памятника - надгробные сооружения. Художественную ценность представляют надгробия на Литера-торских мостках Волкова кладбища и в Некрополе Александро-Невской лавры. Памятники, являясь произведениями изобразительного искусства и архитектуры, будучи связаны с идейными течениями своего времени, представляют собой также и памятники минувшей эпохи.
Пандус (фр. pente douce - пологий) - в архитектуре и строительном деле - пологий (обычно 13-14 градусов) подъём для въезда экипажей на верхнюю площадку крыльца (парадные подъезды Зимнего дворца, подъём на подиум Биржи), на мост и пр. Пандус иногда заменяет лестницу внутри здания (Мариинский дворец, арх. A. Штакеншнейдер) и снаружи (Висячий сад с пандусом - спуском в парк Екатерининского дворца, арх. Ч.Камерон).
В современном строительстве пандусы, или РАМПЫ широко применяются для подъёма в многоэтажные гаражи, для спуска в подземные уличные переходы.
Мавзолей, мавританский стиль, майолика Малахит, мандорла, манёж, мансарда, маньеризм Марс, мартирий, марш лестничный, маскарон Масштаб, матрица, меандр Мебель Мегалитические постройки. Мёгарон. Медальон Металлы в искусстве. Метопа Мемориальное сооружение. Меркурий. Меры старые русские Медресе. Мемориальная доска Мечеть. Миксбордер. Миловида. Минарет. Минбар Минерва. Михраб. Модерн. Модуль Мозаика Модульон. Монах. Моноптер. Монумент Мост Применение чугуна в мостостроении Мостовая. Мрамор Мраморная пудра. Музы Надвратная церковь. Надолбы. Накат. Наличник. Нартекс. Нервюра Ниша. Образцовые дома Обдвёрина. Обелиск. Ограда. Озирические столбы Венецианское окно. Окно Браманте Опалубка. Оранжерея. Ордер архитектурный. Орнамент. Ортогональ Острог. Откосная арка. Палладианство. Памятник Пандан. Падуга. Палата, Полаты. Палестра. Палаццо Палисад. Панель. Паникадило. Панно. Пантеон. Парадиз Парапет. Параскёний. Парк Парк французский. Паркан Парк итальянский. Паркет. Парод. Партер Паруса. Пассаж. Пастофорий. Периптер Перистиль. Персан. Перспектива. Песчаники Пикностиль. Диастиль. Аэростиль. Пилоны Пильера. Пилястр. Пинакль. Пирамиды. Писцина. Плафон Плинт. Полотенце. Поребрик. Портал. Порфир Плинфа. Площадь. Повалуша. Погост Подмастерье каменных дел. Полати. Полка, полочка Постамент. Поток. Прибоина. Пританёй