Применение чугуна в мостостроении

Применение чугуна в мостостроении началось в первом десятилетии XIX в. Теоретическое обоснование и конструктивная разработка первых чугунных мостов в Петербурге принадлежат не инженеру-мостостроителю, а архитектору - В.И.Гесте. Он проектирует мосты в виде пологих арок, составленных из пустотелых ящиков-клиньев, скреплённых болтами. В.И.Гесте была построена по его проектам (1806 - 1840 гг.) серия первых в России чугунных арочных мостов через Мойку и Екатерининский (ныне Грибоедова) канал: Зеленый (Полицейский, ныне Народный) по Невскому проспекту, Первый Инженерный, Мало-Конюшенный, Театральный, Большой Конюшенный, Певческий, Красный, Синий, Поцелуев и др. Применение чугуна таило в себе большие возможности художественного декора: перила, канделябры, фонари в оформлении мостов обладают высокими архитектурно-художественными качествами, соответствующими общей красоте Петербурга. Завершал эру чугунных мостов - первый постоянный мост через Неву, построенный в 1850 г. известным инженером С.В.Кербедзом по проекту - Благовещенский (Николаевский, ныне Лейт. Шмидта) мост. Он тогда являлся самым длинным чугунным мостом в мире. Значительное место в истории мостостроения Петербурга занимает строительство стальных мостов через Большую Неву. С 1875 по 1916 it. были построены четыре многопролетных стальных моста: Литейный, Троицкий (ныне Кировский), имп. Петра Великого (Большой Охтинский) и Дворцовый.
Цепные мосты открыли новую эпоху в мостостроении, т.к. в них впервые воплотился существенно иной принцип работы конструкции на растяжение. Появление висячих систем стало возможным благодаря достижениям металлургии, обеспечивающей мостостроителей новым конструкционным материалом - сталью, отличающейся высоким сопротивлением растягивающим усилиям. До этого, когда основными конструкционными материалами были камень и чугун, обладающие высоким сопротивлением сжатию, возможны были лишь арочные системы. Авторство первоначальной конструктивной схемы цепного моста также принадлежит не мостостроителю, а петербургскому архитектору АЛ.Витбергу (1809). Применение подвесных систем в строительстве мостов - интересная страница в истории мостостроения Петербурга. За весьма короткий промежуток времени (1823 - 1826) было сооружено шесть цепных мостов, из которых два - Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку - проезжие, а остальные, построенные через Екатерининский (Грибоедова) канал, Мойку и канал в Екатерингофском парке, - пешеходные. Отмстим попутно, что Пантелеймоновский мост (инж. Т.М.Третгер, 1824) явился первым висячим мостом на Европейском континенте. Все упомянутые мосты отличались исключительно высокими художественными качествами, но не все из них пощадило время. До наших дней дошли три пешеходных моста: Панковский и Львиный через Екатерининский (Грибоедова) канал и Почтамтский через Мойку (авторство всех - Т.М.Третгер).
Возникновение железобетонных конструкций явилось определяющим фактором в дальнейшем развитии мостостроения. С 1925 г. в городе было построено 45 железобетонных мостов, среди которых такие, как мост Володарского, Мало-Крестовский, Обуховский, Тучков и ряд др. Первый цельносварной мост был сооружён в 1938 г. по проекту Г.П.Передерия взамен старого чугунного моста Лейт. Шмидта, поскольку разводная часть его не удовлетворяла условиям судоходства на Неве. Па смену мосту, обладавшему оригинальным, тонко исполненным продольным фасадом с легкими арочными пролетами, создававшими выразительный силуэт на фоне водной шири, пришёл другой, преградивший Неву как бы глухой стеной, низко нависший над водой. От бывшего Николаевского моста сохранилась только изумительная по чистоте рисунка решётка, украшенная морскими коньками. А старые его фонари установлены на Марсовом поле.
Один из интересных и редких мостов - Коломенский пешеходный через Екатерининский (Грибоедова) канал; сварной алюминиевый - единственный пока мост не только в практике градостроения Петербурга, но и Западной Европы (И.Н Артемьева и др., 1967).

Мост

В деревянном зодчестве - перекрытие, пол рубленого деревянного сооружения.