Медальон

Мебель

Мебель (фр. mcuble от лат. mobilis - подвижный)

Предметы обстановки жилых и общественных помещений. Мебель, определяемая особенностями бытового уклада и выполняющая утилитарные функции, играет в то же время важную роль в архитектурно-художественном оформлении интерьера, составляет издавна особую отрасль прикладного искусства. Тесная связь мебели с архитектурой сказывается как в габаритах и подборе предметов обстановки, так и в её художественных формах и характере отделки. В глубокой древности - в античной Греции сложились разнообразные типы бытовой мебели, отличающиеся ясностью и гармоничностью форм и сохранившие значение для всего последующего времени: табуреты, стулья со спинками, кресла, кровати, круглые и прямоугольные столы, сундуки, лари. В Древнем Риме создавались также особые виды «почетной» мебели (курульные кресла, почетный стул - СОЛИУМ и др.); наряду с деревянной изготовлялась более легкая плетеная мебель; при изготовлении мебели применялись бронза, мрамор и др. В странах средневековой Европы были выработаны новые типы и формы мебели (шкафы, открытые буфеты, кровати с балдахинами, а также аналои, кафедры и др.).
В отличие от сравнительно простых и громоздких предметов мебели романского стиля, готическая мебель обильно покрывалась резьбой, воспроизводившей архитектурные мотивы и орнаменты - стрельчатые обрамления, нервюры, розетки, крабы и пр. Высокого совершенства достигла мебель эпохи Возрождения, особенно в Италии и Франции; большое внимание уделялось профилировке и пропорциям предмета; в обработку мебели вводились элементы архитектурного ордера - членения в форме пилястр, карнизов, тяг, применялись резьба, роспись, интарсия. С развитием стиля барокко в XVII в. мебель приобрела преувеличенно высокий рельеф отделки резьбой, перегружалась украшениями. Период абсолютизма XVII-XVIII вв. во Франции отмечен разнообразием видов парадной дворцовой мебели; в отделку вводятся позолота, инкрустации из перламутра, черепахи, металла, а также МАРКЕТРИ, бронзовые накладки, гобелены для мягкой мебели. Во второй половине XVIII в. накануне Французской буржуазной революции возникает новое на-правление в искусстве - классицизм. Для мебели этого времени характерны изящество форм, гладкие плоскости красного дерева, прямые линии, античные мотивы в деталях и орнаменте. Мебель позднего классицизма (1-й четв. XIX в.) отличается большей массивностью и внешней импозантностью, обилием орнаментики. С XVII в. выдвигаются крупные масгера мебельного искусства, вырабатывающие свою индивидуальную манеру: во Франции - Ш.Буль, Ж.Жакоб, в Германии - Д.Рентген, в Англии - Т.Чиппендейл, Т.Шератон и др. В XVIII - нач. XIX вв. искусство мебели, тесно связанное с развитием русской архитектуры, заняло видное место в бытовой и художественной культуре дворянского общества.
Усадебные дома, дворцы и особняки обставлялись высокохудожественными предметами, выполненными искусными мастерами-крепостными. Выдающиеся зодчие Б.Растрслли, М.Ф.Казаков, Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Н.Воронихин, Т. дс Томон, К.Росси, В.П.Стасов и др. создавали рисунки отдельных предметов и целых гарнитуров. Русское мебельное дело конца XVIII- нач. XIX вв., выдвинувшее первоклассных мастеров, как В.Бобков и др., выработало замечательные по изяществу пропорций и форм, по компактности и строгой целесообразности конструкций типы и формы кресел, стульев, диванов, шкафов, секретеров и т.д. Мебель этого времени, выдержанная в стиле классицизма, характеризуется преобладанием геометрически правильных линий, ясностью и чёткостью членений, выделением больших гладких плоскостей красного дерева или карельской берёзы, применением архитектурных деталей и античных орнаментальных мотивов. В отделке фигурируют накладные детали из бронзы, резьба, медные прокладки.