Парапет. Параскёний. Парк

Парапет (ит. parapetlo, от рагаге - защищать и petto - грудь) - невысокая стенка, ограждающая балкон, мост, набережную, кровлю здания и т.д. В последнем случае парапет, как правило, идет по длине фасада или по периметру всего здания. Обычно такое ограждение делалось простым, но в некоторых случаях оно решалось как декоративный элемент и приобретало художественную форму, как на-пример, парапет Зимнего и Мраморного дворцов, в которых парапетные тумбы использованы для установки статуй и декоративных ваз. В фортификации парапет - каменная стенка высотой около 1,4 м, игравшая роль бруствера на крепостных стенах. Поэтому иногда парапет называют брустверной стенкой.

Параскёний (гр. paraskenion, от para - около и skene - скена) - в античном театре боковые пристройки по обеим сторонам здания скены. Выступая вперед, параскении обрамляли скену справа и слева, улучшая акустику, усиливая резонанс. Параскении часто имели ту же высоту, что и здание скены, достигавшей 2-3 этажей; служили фоном для игры актёров, использовались также для хранения декораций, реквизита, костюмов. Существовали разные типы параскения: закрытые, в виде лоджий с колоннадой и т.д. Вместе с тем, ряд театров этого времени (V-IV вв. до н.э.) вовсе не имел параскения.

Парк (фр. pare от позднелат. parcus - огороженное место) - земельный участок с естественными или искусственными насаждениями, с аллеями, архитектурными сооружениями, водоёмами. Различают регулярный, или архитектурный, и иррегулярный, или пейзажный (ландшафтный) стили в паркостроении. Парки регулярного стиля имеют геометрически правильную планировку цветников, дорожек, бассейнов и пр.; деревья и кустарники подвергаются фигурной стрижке; парки украшаются фонтанами, статуями, вазами. Ландшафтные же парки напоминают естественную природу: лес с лужайками, прудами, дорожками, подчиняющимися рельефу местности.
Создание парка есть задача ландшафтного искусства, которое объединяет элементы природы и художественное творчество в единое гармоническое целое. Практика садово-паркового строительства включает в себя планировку садов, подбор и размещение растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, аллеями, скульптурой; композицию партеров, клумб и т.д.
Процесс длительного исторического развития садово-паркового искусства отражает смену эс-тетических взглядов, различия природных и климатических условий, своеобразие культурных традиций разных народов. В нач. XVIII в. в Петербурге и вокруг него строятся великолепные дворцово-парковые ансамбли с регулярными парками (арх. Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.Г.Земцов и др.) - Летний сад, парки Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума. С конца XVIII в. создается ряд замечательных пейзажных парков (арх. В.И.Неелов, Ч.Камерон, П.Гонзаго и др.) - парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка Царского Села.