Палисад. Панель. Паникадило. Панно. Пантеон. Парадиз

Палисад (лат. palus - кол, столб) - препятствие или стена из ряда столбов высотой несколько метров, врытых в землю и соединённых между собой; частокол.

Панель (нем. Paneel) - дорожка для пешеходов, выложенная камнем, асфальтобетоном и пр., по краям улицы; тротуар. Другое значение слова - отделка нижней части стены помещения, отличная от отделки всей стены; чаще встречаются панели, обработанные деревянными рамами, филёнками, в дворцовых помещениях панели исполняют из мрамора и пр.

Паникадило (гр. polykandelon, poly - много и kandela - свеча) - большая висячая люстра в церкви или большой подсвечник (для установки более 12 свечей), стоящий перед иконами. Замечательное по величине и сложности паникадило церкви Конюшенного ведомства выглядит совершенно инородным в вестибюле Главного Адмиралтейства.

Панно (фр. раnno от лат. panniis - кусок ткани)- часть стены, обрамлённая лепной рамкой, лентой орнамента, заполняемая каким-либо художественным изображением, а также и живописное произведение декоративного характера, предназначенное для постоянного заполнения участка стены (настенное панно) или потолка (плафон). Панно называют также композиции мозаичные, лепные, резные деревянные и иные, применяемые для той же цели.
Превосходные образцы живописных панно создали Сем. Ф. Щедрин и его ученики для дворцов Царского Села, Петергофа. Система панно-барельефов в промежутках между колоннами главного фасада Михайловского дворца (Русского музея) выполнена ск. B. И.Демут-Малиновским.

Пантеон (гр. pan - все, theos - бог; храм, посвященный всем богам) - выдающийся памятник древнеримской архитектуры. Сооружённый в Риме во II в. до н.э., Пантеон представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом (диаметр свыше 43 м), имеющим наверху отверстие (диаметр около 9 м), через которое освещается интерьер. Вход в Пантеон оформлен портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронту, остальные в глубине). Центральное строение цилиндрической формы расчленено 8 нишами, где некогда стояли статуи богов. Присущим ему величием, ясностью и цельностью образа Пантеон оказал большое влияние на архитектуру своего и последующего времени. В средние века Пантеон, неоднократно подвергавшийся переделкам, был обращён в церковь (Санта Мария Ротонда); ныне служит национальным мавзолеем. В нём среди других находится гробница Рафаэля.
В честь Пантеона классицистическая церковь св. Женевьевы - покровительницы Парижа - была переименована в 1791 г. во Французский пантеон (с тех пор усыпальница выдающихся людей). В подражание пантеону часто строили подобные храмы, например Пантеон в Потсдаме. Размеры пролёта купола римского Пантеона были превзойдены только в XX в.

Паперть (ст. слав., перть - вход) - крытая, иногда обнесённая стенами площадка перед входом в православную церковь, а также галерея, устроенная с двух или трёх сторон церкви (кроме восточной).

Парадиз (гр. paradeisos - сад; фр. paradis - рай) - Так назывался парк персидского царя Кира Младшего (IV в. до н.э.), разбитый в гористой местности, богатой дичью. Парк, тем самым стал, и охотничьим угодьем. Слава о красоте его и царящем там веселье была так велика, что на многих языках мира это слово стало обозначать «рай», т.е. место полного душевного и физического комфорта, уготованное человеку в «лучшем из миров».
В храмах раннего христианства так назывался атриум - двор, окружённый крытой галереей на колоннах. В средневековье парадиз - притвор храма, богато украшенный. Для царя Петра I подлинным Парадизом был заложенный им город.