Парк итальянский. Паркет. Парод. Партер

Парк итальянский - садово-парковая архитектура, сложившаяся ь эпоху Возрождения, представляет собой гармоническое единство природы и искусства. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. Водных устройств много, но спокойной воды почти нет. Вода вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, плещется в бассейнах, вода подаётся с её блеском и музыкой, со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи. В итальянских парках устраиваются боскеты, амфитеатры, «секретные сады» - изолированные участки, предназначенные для отдыха. Планировка итальянского парка относится к регулярным, она имеет осевое построение. Доминантой парка был дом, на него ориентировалась главная композиционная ось. На поперечных осях размещались фонтаны, скульптуры, архитектурные сооружения.

Паркет (фр. parquet) - лицевой слой пола, настилаемый по определённому рисунку из отдельных остроганных дощечек (клёпки); паркетом называют также самый материал, из которого выкладывается паркетный пол. Для изготовления паркета используется древесина дуба, ясеня, клёна, бука, и т.д., а для художественного - помимо упомянутых - древесина ценных пород: красное, чёрное, лимонное дерево и др. В зависимости от способа изготовления различают паркет планочный, или наборный, - прямоугольные дощечки с профилированными кромками, и щитовой. Щит представляет собой основание размерами до 1500 мм х 1500 мм с наклеенными на него паркетинами. Щитовой паркет, распространённый в России с XVIII в., обладает лучшими техническими и художественными качествами. Появившись как «дубовый кирпич» (паркет из дубовых клёпок), штучный пол достигает художественного совершенства в щитовом паркете, где употреблялось свыше 50 пород древесины разнообразного рисунка (текстуры) и окраски. Части узора либо врезывались в основную породу, служившую фоном (интарсия), либо наклеивались на общее основание (маркетри). Развитие художественной формы паркета тесно связано с общим стилистическим развитием искусства. Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце Ораниенбаума, лучшие образцы XIX в.- в Михайловском дворце (Русский музей) и Зимнем дворце.

Парод (гр. parodos) - в древнегреческом театре - боковой открытый проход на ОРХЕСТРУ между зданием СКЕНЫ и местами для зрителей. Таких проходов было два. Через парод перед началом представления входила в театр часть публики. Во время представления пароды служили для выхода на орхестру хора и тех актёров, которые по смыслу действия не могли выходить из скены. Проход актёров через парод имел условный смысл: через правый (от зрителей) парод на орхестру вступали персонажи, приходившие из той местности, где происходило действие, через левый - прибывшие из чужой страны. В древнеримском театре (где здание скены и места для зрителей были соединены) пароды превратились в крытые сводчатые проходы.

Партер (фр. parnо - на, terre - земля) - в садово-парковой архитектуре партер - открытая часть парка, расположенная обычно на плоской местности. Оформляется газонами (газонный П.), цветами (цветочный П.), водоёмами (водный П.), бордюрами из кустарника, скульптурой. Партеры, разделённые на участки правильной формы, характерны для регулярных парков XVII-XVIII вв. Особое развитие получили цветочные партеры. Различают партеры БРОДЕРИ (кружевные, узорчатые, партер-вышивка), когда сложный рисунок выполнялся на фоне песка, и наборно-орнаментальные, состоящие из элементов кружевного партера в сочетании со стриженым газоном на фоне толчёной черепицы. Английский партер - композиция из сочной зелени травы на фоне песка. Встречаются партеры со слегка заниженным уровнем, они получили название БУЛЕНГРИНЫ.
В театральном здании партер это плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. Партер впервые появился в древнеримском театре как центральная полукруглая площадка с рядами кресел прямо на ОРХЕСТРЕ. Партер, окружённый ярусами лож, впервые появился в Италии в XVI в. В современном партере места для зрителей располагаются параллельно или концентрично барьеру оркестра и разделяются проходами. Пол партера обычно повышается от сцены к задним рядам. Уровень передней части пола партера на 1 м ниже планшета сцены и настолько же выше пола оркестровой ямы. Глубина партера не должна превышать 25 м в драматическом театре и 30 м - в оперно-балетном театре, т.е. должна быть в пределах хорошей видимости.