Мост

Мозаика

Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стек-лянных сплавов), цветных керамических плиток и т.д.; особая отрасль живописи, преимущественно монументальной и декоративной; мозаика упот-ребляется и в прикладном искусстве. Используется, главным образом, для украшения зданий. Сложная по исполнению и требующая точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии, мозаика обладает большой прочностью и позволяет создавать величественные монументальные произведения, красочное декоративное убранство. Камни, смальта и т.д. укрепляются обычно на цементе или более вязкой мастике (смесь цемента с маслом). С древности существуют два основных типа мозаики:
а) набираемая из мелких, однотипных, кубических кусочков камней или смальт, и
б) мозаика, выкладываемая из вырезанных по шаблонам каменных и других плиток различной формы.
Изображение выполняется по заранее подготовленному эскизу и картону. Особую разновидность декоративной мозаики составляет мозаика, применяющаяся в архитектуре для облицовки, известная под названием «русская мозаика». Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобранных так, что украшаемая часть здания кажется выполненной из целого камня. Непревзойденный образец «русской мозаики» - облицовка малахитом и лазуритом колонн Исаакисвского собора. Имеются два основных метода исполнения мозаики. Метод «прямого набора», когда изображение создается прямо на стене, своде и т.д., и кусочки камней, смальты укрепляются непосредственно в нанесённом на поверхность стены слое цемента. Известен и такой способ «прямого набора», при котором изображение выкладывается в цементном грунте - цементной плите, которая затем укрепляется на стене.
Согласно второму методу - «обратного набора» - кусочки камня, смальты наклеиваются в обратном порядке (лицевой стороной) на плотную бумагу и материю, а затем ставятся на цемент на декорируемую поверхность, после чего бумага и материя удаляются. Этот метод развился в результате поисков быстрых и экономичных способов набора. Мозаичная поверхность шлифуется, а иногда полируется. Мозаика была известна с незапамятных времён. Высокого совершенства достигла она в Древнем Риме. Свидетельством тому - большая мозаичная картина на полу белого Павильонного зала Эрмитажа - уменьшенная в два раза копия с древней, найденной при раскопках в окрестностях Рима и хранящейся в Ватикане. В эпоху феодализма особенного развития достигает церковная мозаика, в которой античный реализм вытесняется условной трактовкой образа. В ней, обычно на золотом фоне, заменившем античные пейзажные фоны, создаются изображения аскетичных фигур Христа, святых и др. Великолепные монументальные настенные мозаики были созданы в XI - XII вв. на Руси (в Софийском соборе в Киеве и др.). В средневековой Итатии мастера семейства Космати возродили античную технику декоративной мозаики. Наряду с «римской» мозаикой из смальты, употреблявшейся, в частности, в XVII - XIX вв. ватиканской мастерской, с XVI в. во Флоренции развивается декоративная «флорентийская» мозаика из каменных плиток (отделка интерьеров, мебель). Выдающиеся образцы мозаики из майолики были созданы в XIV - XV вв. в Средней Азии: многоцветная облицовка портаюв зданий в Самарканде, Бухаре и др.
Уникальная мозаичная отделка купола мавзолея Тюрабек-Ханым около Куня-Ургенча (XIV в.) и др. В России мозаику после периода упадка (XIII -нач. XVIII вв.) возродил в середине XVIII в. М.В.Ломоносов. Он организовал в Усть-Рудице близ Петербурга смальтоваренный завод, подготовил группу учеников и лично набрал несколько мозаик (лучшая - портрет Петра I, 1754, Гос. Эрмитаж); его работы являются шедевром мозаичного искусства. Главная работа, выполненная под его руководством - грандиозная мозаичная картина «Полтавская баталия» (в здании петербургской Академии наук). В 1864 г. при Академии художеств было создано мозаичное отделение. Основной его работой была замена живописи в Исаакисвском соборе мозаикой. 62 монументальные мозаичные картины, украшающие интерьеры собора, представляют собой крупнейшее собрание произведений русского мозаичного искусства. Монументальные мозаики выполняла в Петербурге (1890 - 1918) также частная мастерская А.А. и В.А. Фроловых. В ней создавался уникальный ансамбль храма Воскресения Христова («Спас-на-крови») на Екатерининском канале. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и в ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая палитра самоцветов. Этот нарядный многоглавый храм воистину является музеем русского мозаичного искусства.