Один из красивейших минералов, мелкокристаллический водный карбонат меди, известен широкой гаммой зеленых тонов - от светло-зеленого с голубизной (бирюзовый) до чёрно-зеленого. Причудливые сочетания этих тонов создают красивый рисунок, проявляющийся при полировке. В России славились уральские породы, открытые в первой половине XVIII века. Используется малахит для облицовки колонн, столешниц, каминов, ваз, торшеров. Так как малахит в виде монолита крайне редок, при облицовке применяют технику «русской мозаики» - распиливают минерал на тонкие пластинки и клеят на подготовленную основу. Искусные мастера Петергофской гранильной фабрики добивались эффекта сплошного камня. Так покрыты малахитом колонны алтаря Исаакиевского собора, отделаны Малахитовый и Георгиевский залы Зимнего дворца. Измельченный малахит применяется для изготовления краски. В 1785 г. такой «малахитовой зеленью» была покрыта кровля Зимнего дворца.
Евангелисты (Иоанн, Лука, Марк, Матвей) в иконописной традиции выделялись из сонма святых особым признаком: фигуры их окружала овальная аура в виде тонких золотых лучей, долженствующая изображать свет святого учения.
Здание для тренировки лошадей, для обучения верховой езде и проведения конно-спортивных состязаний. Конногвардейский манеж в Петербурге (Д.Кваренги, 1807) - выдающееся произведение русской архитектуры классицизма, играющее большую роль в ансамбле одной из центральных площадей города.
Чердачное помещение, образованное скатами высокой крыши; названо по фамилии французского архитектора J.A.Mansarde (1646-1708). Часто каждый скат состоит из двух частей: верхней пологой и нижней - более крутой (т.н. мансардная крыша). Устройство мансарды обусловлено стремлением получить дополнительную полезную площадь в здании, а также соображениями архитектурно-художественного порядка. Жилая застройка Петербурга конца XIX - нач. XX вв. изобилует примерами мансардных помещений.
Течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис культуры Возрождения, разрыв с се великими реалистическими традициями; характеризуется субъективизмом и вычурностью, манерной изощренностью форм. Зародившись во Флоренции в 20-е годы XVI в., маньеризм распространился в Италии. Некоторые черты маньеризма вошли в сложившееся в конце XVI - начале XVII вв. искусство БАРОККО.
Мавзолей, мавританский стиль, майолика Малахит, мандорла, манёж, мансарда, маньеризм Марс, мартирий, марш лестничный, маскарон Масштаб, матрица, меандр Мебель Мегалитические постройки. Мёгарон. Медальон Металлы в искусстве. Метопа Мемориальное сооружение. Меркурий. Меры старые русские Медресе. Мемориальная доска Мечеть. Миксбордер. Миловида. Минарет. Минбар Минерва. Михраб. Модерн. Модуль Мозаика Модульон. Монах. Моноптер. Монумент Мост Применение чугуна в мостостроении Мостовая. Мрамор Мраморная пудра. Музы Надвратная церковь. Надолбы. Накат. Наличник. Нартекс. Нервюра Ниша. Образцовые дома Обдвёрина. Обелиск. Ограда. Озирические столбы Венецианское окно. Окно Браманте Опалубка. Оранжерея. Ордер архитектурный. Орнамент. Ортогональ Острог. Откосная арка. Палладианство. Памятник Пандан. Падуга. Палата, Полаты. Палестра. Палаццо Палисад. Панель. Паникадило. Панно. Пантеон. Парадиз Парапет. Параскёний. Парк Парк французский. Паркан Парк итальянский. Паркет. Парод. Партер Паруса. Пассаж. Пастофорий. Периптер Перистиль. Персан. Перспектива. Песчаники Пикностиль. Диастиль. Аэростиль. Пилоны Пильера. Пилястр. Пинакль. Пирамиды. Писцина. Плафон Плинт. Полотенце. Поребрик. Портал. Порфир Плинфа. Площадь. Повалуша. Погост Подмастерье каменных дел. Полати. Полка, полочка Постамент. Поток. Прибоина. Пританёй