Мост

Инженерное сооружение, переводящее дорогу (улицу) через препятствие (река, канал, овраг или другая дорога). Мост состоит из опор и пролётного строения. Промежуточные опоры называются быками, крайние - устоями.
В России мосты известны с древнейших времен. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в середине X в. Мосты были деревянные, обычно наплавные. Большие постоянные мосты строились на РЯЖЕВЫХ опорах, напр. знаменитый мост через р. Волхов в Новгороде. При пересечении оврагов ряжи, заполненные камнями, образовывали сквозную дамбу - «греблю», по которой прокладывалась дорога. Мостовые формы вплоть до XVII в. удовлетворяли тогдашним потребностям, и поэтому эволюционировали медленно. Первый в России каменный мост Проицкий) был построен в нач. XVI в. через р. Неглинку у стен Кремля. Дальнейшее развитие мостовых конструктивных форм связано с новой исторической эпохой России, значительным моментом которой было основание в низменной болотистой дельте Невы крепости Санкт-Петербург. Под её зашитой в этом стратегически важном месте, на островах, вырос город, верфь и порт. Сюда в 1712 г. была переведена столица обширного Российского государства. Снабжение растущего города и связь между островами на первых порах осуществлялись, в основном, водным транспортом, для чего использовались многочисленные естественные водные пути и вновь создаваемые каналы. Через все эти водные преграды сооружались мосты. Таким образом, история города неразрывно связана с мостостроением. Гармоничное сочетание воды, гранитных парапетов и спусков, литых чугунных оград, фонарей и скульптур стало примечательной чертой города на Неве. Наряду с архитектурными ансамблями мирового значения большую роль в формировании облика города играют и мосты, многие из которых представляют собой шедевры инженерного искусства. Мостов в Петербурге много, больше, чем в таких городах, как Венеция, Стокгольм и Амстердам. Только в центральной части Петербурга сооружено 315 мостов, а в современных его границах их 539 (без учёта железнодорожных мостов, автотранспортных развязок). Значение мостов определяется и тем, что они сочетают высокие инженерные качества с замечательным архитектурным оформлением.
Во время строительства крепости на небольшом Заячьем острове через неширокий проток был наведен наплавной (затем плашкоутный, ныне свайный) мост. Поначалу он именовался Петровским, а с 1887 г. стал называться Иоанновским. Его по праву можно назвать первым мостом в истории города. За короткий исторический период в Петербурге были созданы разнообразные типы мостов, различающиеся по материалам, из которых они построены, конструктивным схемам, размерам пролетов и пр. Строительство каменных мостов велось одновременно с сооружением каменных стенок-набережных. В строгий силуэт гранитной стенки Дворцовой набережной большое разнообразие вносят три «горбатых», облицованных гранитными блоками моста через истоки Фонтанки, Лебяжьей канавки и Зимней канавки, называемые Прачечным, Верхне-Лебяжьим и Эрмитажным (арх. Игнацио Росси, 1769, 1768, 1766).
Являясь уникальными произведениями зодчества, мосты эти заняли достойное место в ряду замечательных памятников архитектуры. В 1780-1789 гг. был осуществлён грандиозный проект регулирования Фонтанки; ее русло было спрямлено, берега облицованы гранитными бло-ками, сооружено много спусков с пологими пандусами. Проект предусматривал также сооружение шести однотипных мостов. В период с 1784 по 1787 гг. были сооружены Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Катинкин мосты. Екатерининский (позже Чернышов, ныне Ломоносова) мост был построен в 1785 г. сверх проектного задания. Все эти башенные мосты возводились по типовому проекту (авторство приписывается инж. Ж.-Р.Перронс). Между башенными надстройками протянуты тяжёлые цепи, некогда служившие для подъёма разводного пролёта; теперь они играют роль декоративных элементов, сохраняющих память о былом своём назначении. Семь трёхпролетных однотипных мостов с башенками создавали неповторимый архитектурный ансамбль, подобного которому не было в других столицах мира. Ансамбль не сохранился; до нас дошли мост Ломоносова и Старо-Капинкин. В 1774 г. И.И.Кулибиным был разработан проект перекрытия Невы однопролстным деревянным арочным мостом. По научно-экспериментальной обоснованности, новизне и смелости технического решения он не имел равных в практике мирового деревянного мостостроения. Кулибин самостоятельно разработал впервые методику определения несущей способности моста по результатам испытания модели. Правильность его выводов была подтверждена работами крупнейшего учёного XVIII в. - петербургского академика Леонарда Эйлера.