Инженерное сооружение, переводящее дорогу (улицу) через препятствие (река, канал, овраг или другая дорога). Мост состоит из опор и пролётного строения. Промежуточные опоры называются быками, крайние - устоями.
В России мосты известны с древнейших времен. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в середине X в. Мосты были деревянные, обычно наплавные. Большие постоянные мосты строились на РЯЖЕВЫХ опорах, напр. знаменитый мост через р. Волхов в Новгороде. При пересечении оврагов ряжи, заполненные камнями, образовывали сквозную дамбу - «греблю», по которой прокладывалась дорога. Мостовые формы вплоть до XVII в. удовлетворяли тогдашним потребностям, и поэтому эволюционировали медленно. Первый в России каменный мост Проицкий) был построен в нач. XVI в. через р. Неглинку у стен Кремля. Дальнейшее развитие мостовых конструктивных форм связано с новой исторической эпохой России, значительным моментом которой было основание в низменной болотистой дельте Невы крепости Санкт-Петербург. Под её зашитой в этом стратегически важном месте, на островах, вырос город, верфь и порт. Сюда в 1712 г. была переведена столица обширного Российского государства. Снабжение растущего города и связь между островами на первых порах осуществлялись, в основном, водным транспортом, для чего использовались многочисленные естественные водные пути и вновь создаваемые каналы. Через все эти водные преграды сооружались мосты. Таким образом, история города неразрывно связана с мостостроением. Гармоничное сочетание воды, гранитных парапетов и спусков, литых чугунных оград, фонарей и скульптур стало примечательной чертой города на Неве. Наряду с архитектурными ансамблями мирового значения большую роль в формировании облика города играют и мосты, многие из которых представляют собой шедевры инженерного искусства. Мостов в Петербурге много, больше, чем в таких городах, как Венеция, Стокгольм и Амстердам. Только в центральной части Петербурга сооружено 315 мостов, а в современных его границах их 539 (без учёта железнодорожных мостов, автотранспортных развязок). Значение мостов определяется и тем, что они сочетают высокие инженерные качества с замечательным архитектурным оформлением.
Во время строительства крепости на небольшом Заячьем острове через неширокий проток был наведен наплавной (затем плашкоутный, ныне свайный) мост. Поначалу он именовался Петровским, а с 1887 г. стал называться Иоанновским. Его по праву можно назвать первым мостом в истории города. За короткий исторический период в Петербурге были созданы разнообразные типы мостов, различающиеся по материалам, из которых они построены, конструктивным схемам, размерам пролетов и пр. Строительство каменных мостов велось одновременно с сооружением каменных стенок-набережных. В строгий силуэт гранитной стенки Дворцовой набережной большое разнообразие вносят три «горбатых», облицованных гранитными блоками моста через истоки Фонтанки, Лебяжьей канавки и Зимней канавки, называемые Прачечным, Верхне-Лебяжьим и Эрмитажным (арх. Игнацио Росси, 1769, 1768, 1766).
Являясь уникальными произведениями зодчества, мосты эти заняли достойное место в ряду замечательных памятников архитектуры. В 1780-1789 гг. был осуществлён грандиозный проект регулирования Фонтанки; ее русло было спрямлено, берега облицованы гранитными бло-ками, сооружено много спусков с пологими пандусами. Проект предусматривал также сооружение шести однотипных мостов. В период с 1784 по 1787 гг. были сооружены Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Катинкин мосты. Екатерининский (позже Чернышов, ныне Ломоносова) мост был построен в 1785 г. сверх проектного задания. Все эти башенные мосты возводились по типовому проекту (авторство приписывается инж. Ж.-Р.Перронс). Между башенными надстройками протянуты тяжёлые цепи, некогда служившие для подъёма разводного пролёта; теперь они играют роль декоративных элементов, сохраняющих память о былом своём назначении. Семь трёхпролетных однотипных мостов с башенками создавали неповторимый архитектурный ансамбль, подобного которому не было в других столицах мира. Ансамбль не сохранился; до нас дошли мост Ломоносова и Старо-Капинкин. В 1774 г. И.И.Кулибиным был разработан проект перекрытия Невы однопролстным деревянным арочным мостом. По научно-экспериментальной обоснованности, новизне и смелости технического решения он не имел равных в практике мирового деревянного мостостроения. Кулибин самостоятельно разработал впервые методику определения несущей способности моста по результатам испытания модели. Правильность его выводов была подтверждена работами крупнейшего учёного XVIII в. - петербургского академика Леонарда Эйлера.
Мавзолей, мавританский стиль, майолика Малахит, мандорла, манёж, мансарда, маньеризм Марс, мартирий, марш лестничный, маскарон Масштаб, матрица, меандр Мебель Мегалитические постройки. Мёгарон. Медальон Металлы в искусстве. Метопа Мемориальное сооружение. Меркурий. Меры старые русские Медресе. Мемориальная доска Мечеть. Миксбордер. Миловида. Минарет. Минбар Минерва. Михраб. Модерн. Модуль Мозаика Модульон. Монах. Моноптер. Монумент Мост Применение чугуна в мостостроении Мостовая. Мрамор Мраморная пудра. Музы Надвратная церковь. Надолбы. Накат. Наличник. Нартекс. Нервюра Ниша. Образцовые дома Обдвёрина. Обелиск. Ограда. Озирические столбы Венецианское окно. Окно Браманте Опалубка. Оранжерея. Ордер архитектурный. Орнамент. Ортогональ Острог. Откосная арка. Палладианство. Памятник Пандан. Падуга. Палата, Полаты. Палестра. Палаццо Палисад. Панель. Паникадило. Панно. Пантеон. Парадиз Парапет. Параскёний. Парк Парк французский. Паркан Парк итальянский. Паркет. Парод. Партер Паруса. Пассаж. Пастофорий. Периптер Перистиль. Персан. Перспектива. Песчаники Пикностиль. Диастиль. Аэростиль. Пилоны Пильера. Пилястр. Пинакль. Пирамиды. Писцина. Плафон Плинт. Полотенце. Поребрик. Портал. Порфир Плинфа. Площадь. Повалуша. Погост Подмастерье каменных дел. Полати. Полка, полочка Постамент. Поток. Прибоина. Пританёй