Архитектурный декор Северной Бактрии

Архитектурный декор Северной Бактрии первых веков н. э. особенно заметно представлен каменными капителями. На одной из капителей с городища Шахринау вместо угловых волют, характерных для классической античности, — четыре крылатых льво-грифона с витыми рогами (их первоисточник — классический Восток). За вторым ярусом аканта — два наклоненных мужских с перевязыо через плечо торса и два женских с чашей в руке. На другой капители — четыре грифона между крупных листьев аканта. Они даны в броске вперед, их лапы почти вытянуты, а крылья откинуты назад. Листья аканта сочны и пластичны.

Капители из Шахринау вторят композитным капителям, известным по находкам в Пакистане (Джемальгари, Буткара) и Афганистане (Хадда). Пришедшие из эллинского мира ионические, коринфские и композитные раскрашенные капители, порой с человеческой фигурой или головой между листьев аканта указывают на Передний Восток, как один из источников архитектурного декора, уже достигшего там большой зрелости и собственного выражения.

На каменном фризе из Айртама (II в. н. э.) крупные аканты поставлены стоймя вперемежку с полуфигурами гениев-музыкантов и фланкированы на углах волютами, некоторую скованность форм можно отнести за счет канонов буддийской иконографии. В скульптурном декоре из глины с алебастровым покрытием буддийского святилища на Дальверзин-тепе ощущается утонченность образов, возрастающий интерес к игре форм и деталей, что ведет к их некоторой манерности.