В каждом художественном изделии можно выявить множество связей с другими произведениями искусства

В каждом художественном изделии можно выявить множество связей с другими произведениями искусства. В поисках аналогии «по элементам» и их сходству легко лишить предмет его главного значения — носителя художественных идей и вкусов целой эпохи. «Вещеведение», основанное на подробном описании каждого завитка на предмете, важно для фиксации находок и их первичного сравнения между собой, но оно может ввести в заблуждение исследователя, занимающегося выявлением художественных школ и направлений эпохи, сделать исследователя рабом вещей, заслонить главное. В своем обзоре мы пытались избежать угрозы детализации предмета искусства и привести известные нам художественные явления в определенную систему. Мы хотели бы помочь читателю ориентироваться во все возрастающем потоке находок, но вместе с тем искать в предметах и вновь открытых фактах ответы на многие ещё не решенные вопросы идейно-художественного и стилевого порядка.
Авторы пытались ознакомить читателя со многими произведениями среднеазиатской художественной культуры, в том числе с теми, которые не являются классическими, так как вне этих произведений не объяснить, например, художественную культуру ряда восточностепных народов и их соприкосновение с оседлыми народами, создавшими свою высокую цивилизацию.
Авторы стремились дать читателю общее представление об образе, сюжете, жанре в приложении этих понятий к произведениям искусства Средней Азии. В одних случаях авторы обращаются к истории религий и культов, так как античное и средневековое искусства нельзя отделить от религии. В других — они фиксируют внимание на процессе развития стиля и роли отдельных произведений в общей картине смены художественных образов. Таким образом, главное выявить основные направления отдельных видов искусства и избежать мелочного описания вещей, как это принято в историко-археологических публикациях.