В каждом художественном изделии можно выявить множество связей с другими произведениями искусства. В поисках аналогии «по элементам» и их сходству легко лишить предмет его главного значения — носителя художественных идей и вкусов целой эпохи. «Вещеведение», основанное на подробном описании каждого завитка на предмете, важно для фиксации находок и их первичного сравнения между собой, но оно может ввести в заблуждение исследователя, занимающегося выявлением художественных школ и направлений эпохи, сделать исследователя рабом вещей, заслонить главное. В своем обзоре мы пытались избежать угрозы детализации предмета искусства и привести известные нам художественные явления в определенную систему. Мы хотели бы помочь читателю ориентироваться во все возрастающем потоке находок, но вместе с тем искать в предметах и вновь открытых фактах ответы на многие ещё не решенные вопросы идейно-художественного и стилевого порядка.
Авторы пытались ознакомить читателя со многими произведениями среднеазиатской художественной культуры, в том числе с теми, которые не являются классическими, так как вне этих произведений не объяснить, например, художественную культуру ряда восточностепных народов и их соприкосновение с оседлыми народами, создавшими свою высокую цивилизацию.
Авторы стремились дать читателю общее представление об образе, сюжете, жанре в приложении этих понятий к произведениям искусства Средней Азии.
В одних случаях авторы обращаются к истории религий и культов, так как античное и средневековое искусства нельзя отделить от религии.
В других — они фиксируют внимание на процессе развития стиля и роли отдельных произведений в общей картине смены художественных образов.
Таким образом, главное выявить основные направления отдельных видов искусства и избежать мелочного описания вещей, как это принято в историко-археологических публикациях.
История искусств народов Средней Азии Синтез искусств Средней Азии Искусство в веках Родоплеменное искусство скотоводческих племен Прикладные искусства. Орнамент Художественные изделия как произведения искусства Восточная античность как мусульманское искусство Искусство раннего средневековья как придаток религии Архитектурный декор Средняя Азия в круге цивилизаций Древнего Востока Архитектура Северной Бактрии Архитектурный декор Северной Бактрии Светское искусство и буддизм Античный Хорезм Поздняя античность — раннее средневековье Стиль «героического» декора Произведения среднеазиатской архитектуры Графические ритмы Два направления архитектурного декора Классические образцы архитектурного декора IX—X веков Блестящие творения архитектурного декора XI—XII веков Новый стиль восточного средневековья Декор Средней Азии домонгольской эпохи Этапы развития архитектуры и архитектурного декора Майолики и мозаики XIV века Значение архитектуры Средней Азии Среднеазиатская скульптура Пластические произведения ваятелей среднеазиатских земель Белокаменная капитель Султан-Уиздага (Хорезм) Cултан-уиздагская капитель Беломраморные статуи из Старой Нисы Родогуна — дочь аршакидского государя Митридата Искусство коропластики Среднеазиатское мифотворчество Среднеазиатские терракоты Раннеантичная скульптура Средней Азии Дворец в урочище Халчаян Халчаянские скульптуры Влияние буддизма на Бактрию Скульптуры «Зала царей» Кушанское искусство Буддийская монументальная скульптура Художественные традиции Айртамский фриз Произведения позднеантичной скульптуры